12.03.2018

Факсимиле вместо подписи на документах: когда можно

Может ли при оформлении первичных документов, являющихся основанием для налогового учета, применяться факсимиле?

Первичные документы — это документы, созданные в письменной или электронной форме, которые содержат сведения о хозоперациях, включая распоряжения и разрешения на их проведение (п.п. 2.1 Положения № 88*).

* Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. №. 88.

Такие документы должны содержать, в частности, личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозоперации (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете).

Документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Электронная подпись налагается в соответствии с законодательством.

Использование при оформлении первичных документов факсимильного воссоздания подписи допускается в порядке, установленном законом, другими актами гражданского законодательства (п.п. 2.5 Положения № 88).

Предписаниями ч. 3 ст. 207 ГКУ предусмотрено, что использование при совершении правовых сделок факсимильного воссоздания подписи, электронной подписи или другого аналога собственноручной подписи допускается в случаях, установленных законом, другими актами гражданского законодательства или по письменному согласию сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей.

Вывод: использование факсимильного воссоздания подписи при оформлении первичных документов** по письменному согласию сторон, в котором содержатся образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей, не нарушает законодательства Украины.

** Исключение — первичные документы типовых и специализированных форм, которыми не предусмотрено использование факсимильного воссоздания подписи (см. письмо ГФСУ от 04.05.16 г. № 4582/Л/99-95-42-01-14). Подробнее читайте в Теме недели «Первичная документация» // «БН», 2017, № 34-35.

По материалам ЗІР ГФСУ, категория 135.06