28.05.2018
Чтобы ответить на ваш вопрос, давайте разберемся, чем именно вы будете заниматься с точки зрения «алкогольного» законодательства: производить или настаивать произведенное?
Вообще-то настойка — это ликеро-водочный напиток на основе настоев спиртовых на растительном сырье (п. 4.11 ДСТУ 3297-95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий»). Само собой, она считается алкогольным напитком (ст. 1 Закона № 481*).
Но о каких именно настойках идет речь в этом ДСТУ? Мы утверждаем, что о выпущенных субъектами ликеро-водочного производства, которые получили лицензию на производство алкогольных напитков (ч. третья ст. 2 Закона № 481).
Что предполагает аттестацию их производства (ст. 8 этого Закона), а значит — наличие помещений и оборудования, обеспечивающих полный технологический цикл производства алкогольных напитков (ч. девятая ст. 3 Закона № 481).
Причем производителям ликеро-водочных изделий предписано использовать в производственном процессе исключительно спирт (ст. 12 Закона № 481), а не водку, которую планируете настаивать вы. И, кроме всего прочего, они обязаны разливать свою продукцию в должную тару и маркировать ее (ст. 11 Закона № 481).
Таким образом, чтобы субъект считался именно производителем настойки как ликеро-водочной продукции, Закон № 481 требует от него много чего такого, что невозможно для ресторана. То есть говорить о некоем «производстве» алкогольных напитков в вашем случае (в ресторане) оснований нет.
Зато статус субъекта ресторанного хозяйства дает вам право продавать алкогольные напитки на разлив (ч. шестая ст. 153 Закона № 481). Разумеется, при наличии алкорозничной лицензии (ч. четырнадцатая ст. 15 Закона № 481).
Еще вы вправе реализовывать напитки собственного производства — компоты, морсы, узвары и т. д. (п. 3.4 Правил № 219**).
** Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.02 г. № 219.
Разве в этот список попадает ваша хреновуха?
По нашему мнению, настаивая приобретенную на стороне для розничной реализации водку-«казенку», вы оказываете посетителям так называемые дополнительные услуги, разрешенные в п. 3.5 Правил № 219.
То есть вы продаете им водку (алкогольный напиток) соответствующей марки, настоянную (услуга) на хрене!
Важно! В меню и прейскуранте вы вправе указать фирменное (рекламное, брендированное) название напитка, которое может включать и слово «настойка». Но его лучше расшифровать (хотя бы мелким шрифтом).
Например, так: «водка /название/, настоянная на корнях хрена обыкновенного (лат. Armorácia rusticána)». С латынью мы пошутили.
Документальное оформление (технологические, калькуляционные карточки) аналогично ситуации с приготовлением алкоголесодержащих коктейлей.
Правда, там ситуация лучше: есть конкретный «коктейльный» п. 23 Правил розничной торговли алкогольными напитками***, да и налоговики признали, что коктейлеру не нужна алкопроизводственная лицензия при наличии у него алкорозничной (категория 115.03 ЗІР ГФСУ).
*** Утверждены постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854.
Та услуга приготовления коктейля заключается в смешивании или купажировании ингредиентов (см. определение коктейля в п. 4.17 ДСТУ 3297-95), а у вас другая, но тоже услуга — настаивание. В остальном аналогия полная.
Кстати, есть полезное решение Львовского окружного админсуда от 01.03.18 г. по делу № 813/346/17****, в котором он, назвав приготовленную рестораном алкоголесодержащую смесь коктейлем, отказался признавать приготовление такого напитка производством.