27.01.2017

Трудовые проверки: «вся жизнь впереди»

Рост минзарплаты, а вместе с ней и штрафов за нарушение законодательства о труде с начала этого года повлек за собой повышенное внимание к этой сфере. Где та грань, которую в данном аспекте не должны переступать проверяющие? Кто вообще вправе проводить проверки? Предлагаем выяснить все здесь и сейчас .
трудовое законодательство

Цена вопроса. Начнем с нее, ведь именно этим объясняется чрезвычайная значимость обсуждаемой темы. Перечень наказуемых проступков найдете в ст. 265 КЗоТ. Приведем лишь самые показательные из них:

Штрафы за нарушение трудового законодательства

п/п

Вид правонарушения

Размер штрафа,

грн.1

1

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

960002

2

Несоблюдение минимальных госгарантий в оплате труда

320002

3

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

9600

4

Недопущение к проведению проверки по вопросам выявления нарушений из п. 1 таблицы, создание препятствий в ее проведении

320000

5

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абз. 2 — 7 ч. 2 ст. 265 КЗоТ

3200

1 В КЗоТ размеры штрафов привязаны к размеру минимальной зарплаты, действующей на момент выявления нарушения. Мы же приводим денежный «эквивалент», актуальный на протяжении 2017 года.

2 За каждого работника, относительно которого совершено нарушение.

Заметьте, что эти штрафы пока уполномочены налагать лишь должностные лица Гоструда — согласно Порядку № 5091. Основаниями же для этого может быть, опять же пока:

1 Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509 (далее — Порядок № 509).

(1) решение суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполняющим работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации;

(2) акт о выявления во время проверки признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленный должностным лицом Гоструда2.

2 Или ее территориального органа.

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

То есть бояться здесь, снова-таки пока, нужно проверок Гоструда (о грядущих изменениях читайте далее). Она уполномочена на осуществление госнадзора и контроля за соблюдением законодательства о труде работодателями.

При этом проверяющие руководствуются в том числе Положением № 963 и Порядком № 3904.

3 Положение о Государственной службе Украины по вопросам труда, утвержденное постановлением КМУ от 11.02.2015 г. № 96.

4 Порядок проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов, утвержденный приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390.

А налоговики? Да, они тоже могут проверять вопросы соблюдение работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами). Но — с целью проверки соблюдения налогового законодательства. Важно: налагать штрафы согласно ст. 265 КЗоТ налоговики не уполномочены! Также акт проверки налоговиков не является основанием для наложения штрафов «трудовиками». Но этот последний момент собираются изменить — сделать так, чтобы штрафы «трудовики» могли налагать и на основании акта проверки налоговиков. Это первая часть «изюминки» . Опять же, только на проектной стадии.

«Трудовой вопрос» может быть предметом фактической налоговой проверки. Нюансы проведения таких проверок можно найти, в частности, в ст. 80 НКУ.

Вторая часть «изюминки» — «клонирование» инспекторов труда и полномочий Гоструда.

На горизонте «нарисовались» еще одни «неожиданные проверяющие» — исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад.

Часть 3 ст. 34 Закона № 2805 дает им право в установленном законодательством порядке: (а) осуществлять на соответствующих территориях контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения; (б) налагать штрафы за нарушение законодательства о труде и занятости населения.

5 Закон Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Сдерживает их пока лишь отсутствие соответствующей нормативки. Она еще на проектной стадии. Но логика такова, что указанные лица будут действовать «под личиной» инспекторов по труду. И штрафы по ст. 265 КЗоТ будут налагать так же, как Гоструда 6. Как долго продлится проектная стадия, сказать сложно. Но до этого момента, получается, «насолить» нам могут лишь «трудовики».

6 Соответствующие проекты найдете здесь: http://dsp.gov.ua/повідомлення-про-оприлюднення-проек-52/.

«Гоп-стоп, мы подошли…» «Пользуясь случаем» на тропу проверки вышли… «липовые» проверяющие. В связи с этим полезными могут стать советы пресс-службы Днепровского ГУ Гоструда. Требуйте у лиц, которые пришли с проверкой «под личиной трудовиков», представиться и предъявить (1) служебные удостоверения, (2) направление на проведение проверки конкретного работодателя и (3) основание для проведения проверки, которым может быть обращение, поручение, письмо управления ПФУ, управления ФСУ, решение суда и т. д. Сотрудники Гоструда, не имеющие надлежащим образом оформленных служебных удостоверений и других документов, не вправе участвовать в проверках работодателей.

При получении отказа вызывайте полицию для установления лиц, которые прибыли для проведения проверки, и их полномочий.

Кроме того, имеет смысл переписать данные служебных удостоверений (Ф. И. О., должность, орган, который представляет лицо, номер удостоверения, дату выдачи, срок действия) на отдельный лист бумаги.