Останавливаться на самом Перечне «рисковых» товаров особого смысла нет. Он достаточно внушительный, и в него вошли самые разнообразные группы товаров. Нам важно понять, как этот Перечень влияет на блокировку налоговых накладных.
Сразу отметим, что, если вы не продаете товары, указанные в Перечне, — это вовсе не означает, что блокировка вам не грозит (кроме случаев, когда вы попадаете под полностью освобождающие от блокировки случаи). Ведь учитывается еще и факт покупки таких «рисковых» товаров
Но обо всем по порядку. Напомним, что отсылка к Перечню фигурирует в самом главном «блокировочном» критерии — несоответствие товаров «на входе» и «выходе» (п.п. 1 п. 6 Критериев риска*). При этом для того, чтобы сработал этот критерий, должны одновременно выполняться следующие условия:
1) объем поставки товара/услуги, указанный в поданной на регистрацию налоговой накладной, в 1,5 раза больше величины, равной остатку разницы объема поставки такого товара/услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 01.01.2017 г., и объема приобретения (ввоза) соответствующего товара, указанного с 01.01.2017 г. в полученных зарегистрированных налоговых накладных / расчетах корректировки и таможенных декларациях (п.п. 1 п. 6 Критериев № 567).
Иначе говоря, по поставляемому товару/услуге должно соблюдаться следующее условие:
Vпост. в регистрируемой НН > 1,5 х (Vприобр. 2017 - Vпост. 2017)
2) в (!) общем (а не по конкретному коду) остатке (сумма Vприобр. 2017 - Vпост. 2017 по «входящим» кодам товаров/услуг; см. пример далее) объем «рисковых» товаров должен превышать 75 %. Собственно для контроля этого условия и предназначен Перечень. Причем обратите внимание: важен не сам факт продажи «рисковых» товаров, а их удельный вес в общем объеме остатков.
Например, те же покупки рисковых товаров для производственных или собственных нужд будут учитываться при расчете 75 % остатка;
3) товар/услуга, указанные в направленной на регистрацию налоговой накладной, не значатся в поданной «Таблиці даних платника податку», по которой есть положительное решение комиссии о ее учете (есть вторая квитанция с соответствующей информацией);
4) сумма НДС, указанная в налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре в отчетном периоде с учетом поданной на регистрацию налоговой накладной, должна превысить среднемесячную сумму уплаченных за последние 12 месяцев ЕСВ и налогов/сборов (кроме суммы «импортного» НДС) плательщиком НДС и его обособленными подразделениями.
Пример. Допустим, по данным Единого реестра налоговых накладных у предприятия имеется следующий «оборот» по товарам/услугам (определяется по данным зарегистрированных в 2017 году «входящих» и «исходящих» налоговых накладных).
Вид товара | Рисковый (+)/ нерисковый (-) | Приобретения (начиная с 01.01.2017 г.) (гр. 10 зарегистрированных налоговых накладных*) | Продажи (начиная с 01.01.2017 г.) (гр. 10 зарегистрированных налоговых накладных*) | Условный остаток |
Товар «А» | - | 25000 (1000 шт. х 25 грн./шт.) | 19500 (600 шт. х 25 грн./шт. х 1,3**) | 5500 (25000 - 19500) |
Товар «Б» | + | 15000 (500 шт. х 30 грн./шт.) | 11700 (300 шт. х 30 грн./шт. х 1,3) | 3300 (15000 - 11700) |
Товар «С» | + | 56000 (700 шт. х 80 грн./шт.) | 41600 (400 шт. х 80 грн./шт. х 1,3) | 14400 (56000 - 41600) |
Итого | 23200 | |||
* Также учитывается и значение гр. 13 зарегистрированных начиная с 01.01.2017 г. расчетов корректировки. ** Здесь и далее предположим, что товар продается с наценкой 30 %. |
Предположим, предприятию нужно зарегистрировать налоговую накладную на поставку 300 ед. товара «А» по цене 32,5 грн. (с 30 % наценкой: 25 грн./шт. х 1,3) на общую сумму без НДС (гр. 10 налоговой накладной) 9750 грн. Этот товар не входит в Перечень.
1. Определяем соблюдение первого критерия:
Vпост. в регистрируемой НН < 1,5 х (Vприобр. 2017 - Vпост. 2017).
При этом в расчет принимаем объемы только по товару «А» (на поставку которого нужно зарегистрировать налоговую накладную).
1,5 х (Vпост. 2017 - Vприобр. 2017) = 1,5 х (25000 - 19500) = 8250.
Как видим, наша налоговая накладная подпадает в «сети» первого условия (9750 > 8250). Это несмотря на то, что «количественные» остатки товара еще есть
2. Проверяем соблюдение второго критерия (наличие в остатках 75 % рисковых товаров). Общий остаток в стоимостном выражении (из данных таблицы) составил 23200 грн. Из них на «рисковые» товары приходится 17700 (3300 + 14400). Удельный вес рисковых товаров в общем объеме остатка составляет 76,3 % (17700 : 23200). Иначе говоря, объем рисковых товаров превысил допустимые 75 %.
3. Таблица данных плательщика налога, допустим, не подавалась.
4. Проверяем соблюдение четвертого критерия. Предположим, что сумма НДС в зарегистрированных в отчетном месяце налоговых накладных, с учетом поданной на регистрацию, не превысила среднемесячный объем уплаченных за последние 12 месяцев ЕСВ и налогов/сборов. Итог: поскольку хоть один критерий, но не выполнен, наша налоговая накладная не должна попадать под блокировку.
Вот такой «заковыристый» механизм.