10.10.2018
Общее о бенефициарах. Какой «фурор» в свое время произвела тема внесения данных о конечных выгодополучателях в данные ЕГР, напоминать, полагаем, не стоит1. Много воды утекло с тех пор, но обязанность сообщать госрегистратору о бенефициарах2 никуда не делась. Закреплена она ст. 641 ХКУ.
1 Если хотите провести экскурс в историю
2 Так, с вашего позволения, далее будем называть конечных бенефициарных собственников (контролеров).
Она гласит: предприятия, кроме государственных и коммунальных предприятий, обязаны устанавливать своего конечного бенефициарного собственника (контролера), регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом.
Что касается Закона № 7553, то со времен баталий
4 Кроме государственных органов и органов местного самоуправления — юридических лиц.
Не касается обязанность сообщать о своих бенефициарах целого ряда юрлиц, перечисленных в п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 755 (общественных формирований, адвокатских объединений, ОСМД и т. д.).
Такая информация включает: (1) Ф. И. О. (отчество — при наличии), (2) дату рождения, (3) страну гражданства, (4) серию и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, (5) место проживания, (6) регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), (7) дату рождения, а также (8) полное наименование и идентификационный код (для резидента) учредителя юрлица, в котором это лицо является бенефициаром.
Но есть важная деталь! Если учредителями юрлица являются исключительно физические лица, являющиеся бенефициарными собственниками (контролерами) юридического лица, то информация о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица не подается.
Но если не все физлица-учредители являются бенефициарами, информацию подать нужно, сообщив лишь о тех учредителях, которые к тому же являются бенефициарами.
В нашем случае среди учредителей вообще числятся юрлица, поэтому разбираемся дальше.
Who is who? Чтобы понять, кто из физлиц-учредителей (или учредителей юрлиц-учредителей и далее по цепочке) является бенефициаром, заглянем в определение этого понятия из п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 17025.
Бенефициар — это физлицо, которое соответствует хотя бы одному из двух следующих признаков.
Признак 1: такое физлицо независимо от формального владения имеет возможность оказывать решающее влияние на управление/хозяйственную деятельность юрлица (непосредственно или через других лиц), которое осуществляется, в частности, путем реализации права:
— владения или пользования всеми активами или их значительной частью;
— решающего влияния на формирование состава (похоже, имеется в виду состав органов управления юрлица), результаты голосования, а также совершение сделок, которые предоставляют возможность определять условия хозяйственной деятельности;
— давать обязательные к исполнению указания или выполнять функции органа управления.
Признак 2: такое физлицо имеет возможность оказывать влияние путем прямого или опосредованного (через другое физ- или юрлицо) владения самостоятельно или совместно со связанными физ- и/или юрлицами долей в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала/прав голоса в юрлице.
При этом бенефициаром не может быть лицо, имеющее формальное право на 25 или более процентов уставного капитала / прав голоса в юрлице, но являющееся агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или только посредником относительно такого права.
То есть бенефициары — это в общем случае учредители, участники и/или собственники. А вот директора, члены правления (иных органов управления) бенефициарами не являются, если не могут оказывать влияние на предприятие в указанных выше формах.
Бенефициарами могут быть как резиденты, так и нерезиденты.
Часто бенефициаров бывает несколько. В таком случае в ЕГР должна быть информация о каждом из них.
Чтобы было проще определить бенефициаров, важно понимать, что это всегда физлицо/физлица, реально (а не формально) владеющее или управляющее предприятием. При прозрачной структуре собственности проблем с определением бенефициаров не должно возникать. Но иногда даже сами должностные лица предприятия не знают, кто является их бенефициаром
Собственно, даже штрафы, предусмотренные ст. 16611 КУоАП, не всегда пугают реальных собственников предприятий, не желающих «светиться» в ЕГР.
Штраф в размере от 5100 до 8500 грн. на директора юрлица или на лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица (исполнительного органа).
Тем более, что такая информация может попасть в руки конкурентов или других нежелательных пользователей. Но давайте уже перейдем к главному вопросу нашей статьи.
Изменение в составе бенефициаров юрлица-учредителя. Именно этот вопрос (см. преамбулу) стал поводом для написания статьи.
Так вот, как мы уже выяснили, предприятия обязаны не только устанавливать своего бенефициара, но и регулярно обновлять информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом.
Сведения о бенефициарах содержатся в ЕГР, соответственно изменение этих сведений должно иметь следствием внесение соответствующих изменений в ЕГР. При этом предоставлять госрегистратору нужно в том числе обновленную информацию о бенефициаре(ах) своего учредителя-юрлица (если в составе его бенефициаров произошли изменения).
По логике Закона № 755, если учредителем предприятия является юрлицо, то в ЕГР нужно вносить (актуализировать) данные и о бенефициарах этого юрлица независимо от размера его доли в уставном капитале интересующего нас предприятия.
Таким образом, если у учредителя-юрлица конечных бенефициаров стало 2 вместо 1, то предприятию формально нужно зарегистрировать соответствующие изменения.
В принципе, все этого неплохо «ложилось» на старую форму 3 «Заява про державну реєстрацію змін до відомостей про юридичну особу, що містяться в Єдиному державному реєстрі юридичних осіб, фізичних осіб — підприємців та громадських формувань»6.
Но вот после последних изменений, задевших в том числе эту форму7, остается больше вопросов, чем ответов. Такой причины, как изменение состава бенефициаров, в принципе, нет в перечне причин для подачи заявления
7 Утверждены приказом Минюста от 29.08.2018 г. № 2824/5.
Мало того, видим уже совершенно другой подход к определению конечных бенефициаров. По сути, игнорируется принцип Закона № 755, что по учредителю-юрлицу в любом случае показываем его конечных бенефициаров. В случае с учредителем-юрлицом нужно ориентироваться на опосредованное бенефициарное владение долей в интересующем нас юрлице 25 и более процентов.
Получается, если доля учредителя-юрлица меньше 25 %, информацию о его бенефициарах формально вообще можно не приводить?
В связи с этим даже не до конца понятно, как предприятию внести соответствующие изменения в ЕГР. С соответствующим запросом, очевидно, лучше обратиться к госрегистратору.
Опять же админштраф, предусмотренный ст. 16611 КУоАП, может быть наложен лишь в случае неподачи юрлицом госрегистратору информации о его бенефициаре(ах), предусмотренной Законом № 755 (ср. ).
Соответственно, если такую информацию уже внесли в ЕГР, но не актуализировали (четких сроков для такой актуализации, к слову, нет), оснований для наложения этого штрафа, считаем, нет.