11.06.2009
Городские советы во исполнение своих задач, определенных действующим законодательством, ежегодно утверждают бюджетные программы благоустройства городов (перечень мероприятий, которые необходимо выполнить, в частности, услуги по уборке города, содержанию сетей наружного освещения, и т. п.) и предусматривают в бюджете средства на выполнение этих программ (с соответствующими статьями расходов). При этом как городские советы, так и коммунальные предприятия и другие исполнители таких мероприятий средства, перечисленные из городского бюджета на выполнение программы благоустройства города, классифицируют как выплату субсидий.
В Разъяснении по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденном приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (с учетом изменений и дополнений), в частности, указано, что под субсидиями понимают все неоплатные текущие выплаты предприятиям, которые не предусматривают компенсации в виде специально обусловленных расходов или товаров и услуг и обмен на произведенные платежи, а также расходы, связанные с возмещением убытков государственных предприятий.
Для целей налогообложения программа благоустройства города является заказом на выполнение определенного объема работ и услуг, которые каждый городской совет в соответствии с определенными им потребностями планирует получить от их исполнителя, с соответствующим расчетом стоимости таких работ (статьи расходов), а финансирование этой программы считается оплатой за счет средств местного бюджета выполненных предприятиями объемов работ или услуг, обусловленных программой.
Учитывая то, что согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины, выполненные предприятиями мероприятия по благоустройству города в рамках утвержденной программы являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
При этом базой налогообложения в соответствии со статьей 4 Закона является их стоимость, определенная в такой программе. Датой определения налоговых обязательств для товаров (работ, услуг), которые оплачиваются за счет бюджетных средств в соответствии с подпунктом 7.3.5 пункта 7.3 статьи 7 Закона, является дата поступления таких средств на счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде.
комментарий редакции
При получении бюджетных средств в оплату услуг не забудьте отразить обязательства по НДС
Первопричиной появления этого письма стала ошибочная классификация бюджетных средств, направленных на выполнение программ благоустройства города. В комментируемом письме ГНАУ сама отмечает, что городские советы, коммунальные предприятия и прочие исполнители таких программ классифицируют денежные средства, перечисленные из городского бюджета,
как выплату субсидий. Такая ошибка может стать причиной занижения объекта обложения НДС и, как следствие, привести к недоплате налога в бюджет.Дело в том, что под субсидиями понимают все
безвозмездные текущие выплаты предприятиям, которые не предусматривают компенсации в виде специально обусловленных расходов или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи (Разъяснение по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденное приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194). По экономической классификации расходов бюджета им присвоен код 1300.Получается, что предприятие, получившее субсидию, не должно предоставлять взамен товары, работы или услуги. А раз нет операции по поставке товаров и услуг, то нет и объекта обложения НДС, предусмотренного п.п. 3.1.1 Закона об НДС.
В рассматриваемой ситуации бюджетные выплаты носят другой характер. Они предназначены для
оплаты услуг сторонних организаций по уборке территорий, вывозу мусора, проведению ремонтов и т. д. В экономической классификации расходов бюджета им присвоены коды 1137, 1139, 1165 или 2133. Поэтому предприятия, предоставляющие услуги по благоустройству города, обязаны начислять обязательства по НДС исходя из стоимости таких услуг, определенной в программе благоустройства города. Причем возникают такие обязательства не по правилу первого события, а по кассовому методу, т. е. на дату поступления денежных средств на счет налогоплательщика (п.п. 7.3.5 Закона о налоге на прибыль).Кстати, главный налоговый орган уже обращал на это внимание и ранее в своем письме от 22.02.2008 г. № 3498/7/16-1517.
Марина Ковенко