12.12.2013
Предприятие приняло решение поздравить своих контрагентов с новогодними праздниками. Можно ли расходы на открытки и пересылку по почте отражать в составе «налоговых»? (г. Тернополь) |
Из предыдущих публикаций вы уже знаете, что ключевой вопрос «проблемных» расходов — связаны ли они с хозяйственной деятельностью.
Для начала приведем мнение налоговых органов, которое они выражали еще в «докодексные» времена. По их мнению, расходы, связанные с приобретением поздравительных открыток, не относятся к расходам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 30, с. 29).
Не согласимся с таким подходом исходя из той же логики, которую мы ранее применяли к расходам по украшению офисов. По нашему мнению, поздравляя контрагентов с праздниками, плательщик ставит целью установить с ними более крепкие и долговременные партнерские отношения. А эти отношения, в свою очередь, призваны обеспечивать в будущем плодотворное сотрудничество и обычно направлены на увеличение дохода, что прямо связано с хозяйственной деятельностью предприятия.
Поэтому, по нашему мнению, плательщик имеет право на расходы по приобретению поздравительных открыток и услуг почтовой связи. Имеется в отечественной судебной практике также и положительное судебное решение. В нем суд признал правомерными расходы на изготовление поздравительных открыток, приклеенных на реализованную покупателям продукцию (см. постановление Житомирского окружного административного суда от 18.04.2011 г. по делу № 2а-8849/10/0670).
В учете такие расходы, по нашему мнению, следует включать в состав расходов на сбыт и рекламу (п.п. 140.1.5, п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ), поскольку они направлены на продвижение предприятия и создание его положительного имиджа. А вот расходы на услуги почтовой связи будут отражаться в составе административных расходов (п.п. «г» п.п. 138.10.2 НКУ).
Для большей уверенности в этом рекомендуем закрепить цель, с которой предприятие поздравляет контрагентов, а также указать лиц, ответственных за новогодние поздравления, в специальном приказе руководителя предприятия. А мы приведем пример того, как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются расходы на изготовление поздравительных открыток контрагентам.
Пример. Предприятие решило поздравить контрагентов с новогодними праздниками. Для этого оно приобрело открытки на сумму 720 грн. (в том числе НДС — 120 грн.). За услуги почтовой связи по пересылке открыток уплачено 216 грн.
Учет расходов на поздравления контрагентов
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | доходы | расходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оприходованы приобретенные открытки | 209 | 631 | 600 | — | — |
2 | Отражен налоговый кредит по оприходованным открыткам | 641/НДС | 631 | 120* | — | — |
3 | Уплачено за открытки поставщику | 631 | 311 | 720 | — | — |
4 | Оплачены услуги почтовой связи | 377 | 311 | 216 | — | — |
5 | Списаны открытки, направленные контрагентам | 93 | 209 | 600 | — | 600* |
6 | Списана на расходы стоимость услуг почтовой связи | 92 | 377 | 216 | — | 216** |
* В случае если предприятие настаивает, что эти расходы связаны с хозяйственной деятельностью — как расходы на рекламу и сбыт (п.п. 140.1.5, п.п. 138.10.3 НКУ). ** Если предприятие настаивает на «хозяйственности» операции, расходы на услуги почтовой связи относятся в состав административных (п.п. «г» п.п. 138.1.0.2 НКУ). |
Поэтому смело поздравляйте своих партнеров с праздниками!
Максим Нестеренко, налоговый эксперт