05.06.2014

Почта редакции. Расходы на телефон у частного предпринимателя

Ответы на вопросы

Расходы на телефон у частного предпринимателя

Предприниматель работает на общей системе налогообложения. Для ведения предпринимательской деятельности он пользуется услугами телефонной связи. Можно ли включить в состав расходов физлица-предпринимателя стоимость разговоров, произведенных с мобильного телефона?

(г. Харьков)

 

Прежде чем ответить на вопрос читателя, напомним в двух словах порядок учета доходов/расходов у предпринимателей-общесистемщиков, а также основные правила их учета.

В соответствии с п. 177.2 НКУ объектом налогообложения у физлица-предпринимателя является чистый налогооблагаемый доход, т. е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хоздеятельностью.

Состав расходов, которые может учесть предприниматель-общесистемщик при подсчете чистого дохода, ограничен. Сюда можно включить только те платежи, которые (п. 177.4 НКУ):

1) подтверждены документально;

2) связаны с хоздеятельностью предпринимателя;

3) являются расходами операционной деятельности.

Все остальные платежи предпринимателя нельзя вычесть из выручки при подсчете чистого дохода.

Являются ли расходы на оплату услуг мобильной связи расходами операционной деятельности? Согласно п. 138.1 НКУ в расходы операционной деятельности включаются: расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров (предоставленных услуг/выполненных работ), общепроизводственные расходы, административные, расходы на сбыт и прочие расходы операционной деятельности.

А заглянув в п.п. 138.10.2 НКУ, увидим, что расходы на услуги связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы) записаны в числе административных расходов.

Расходы на телефонные разговоры являются расходами операционной деятельности предпринимателя

С тем, что расходы на телефонные разговоры могут быть учтены предпринимателем-общесистемщиком при определении объекта налогообложения, согласны и налоговики (см. консультацию в подкатегории 104.05 БЗ). Однако они обращают внимание, что связь «телефонных» расходов с хоздеятельностью предпринимателя-общесистемщика должна быть обязательно подтверждена документально.

В подтверждение расходов на разговоры, осуществленные с мобильного телефона, налоговики советуют предпринимателю иметь следующие документы:

— договоры на подключение, другие соглашения, счета-фактуры;

— детализированные счета от оператора с указанием номеров абонентов и времени их разговоров;

— журналы учета звонков с указанием целей звонков и их продолжительности по каждому номеру — если подключение осуществляется путем приобретения карточек;

— ежемесячные письменные отчеты об осуществленных переговорах. Подробнее о том, как доказать хознаправленность расходов на телефонные разговоры, см. на с. 8 этого номера.

Вывод: предприниматель-общесистемщик может включить в состав своих расходов стоимость телефонных переговоров, если они связаны с его хозяйственной деятельностью и подтверждены соответствующими первичными документами. Если подтверждающих документов не будет, вряд ли налоговики оставят в числе расходов стоимость мобильных разговоров.

 

Наталия Дзюба, налоговый эксперт