Государственная символика: что к ней относят?
Начнем с того, что ст. 20 Конституции Украины устанавливает в качестве государственных символов Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины.
Что касается конкретно Государственного Флага, то в ст. 3 Указа Президента Украины «О Дне Государственного Флага Украины» от 23.08.2004 г. № 987/2004, в частности, предприятиям предлагается устанавливать (вывешивать) его:
— 9 мая — День Победы;
— 28 июня — День Конституции Украины;
— 23 августа — День Государственного Флага Украины;
— 24 августа — День Независимости Украины;
— 6 декабря — День Вооруженных Сил Украины;
— в дни проведения общегосударственных мероприятий (в том числе и в дни траура).
Что же касается портрета Президента Украины, то прямо законодательство не относит его к государственной символике.
Как классифицировать и отразить в бухучете?
Как первый, так наверняка и второй предметы являются государственной символикой и заодно — материальными ценностями, а значит, подлежат оприходованию в бухгалтерском учете.
Ключевым критерием для правильной их классификации является срок полезного использования. Для обоих предметов он в большинстве случаев превышает 1 год — поэтому при стоимости не более 2500 грн. (разумеется, мы обсуждаем «обычные» флаг и портрет, предназначенные для удовлетворения патриотических чувств работников предприятия, а не для отмывки денег его руководством ☹) согласно П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (далее — П(С)БУ 7), их следует классифицировать как малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА).
Обо всех подробностях учета МНМА уже подготовлен цикл статей, который мы начнем публиковать в следующем месяце. Но если кому-то не терпится прямо сейчас освежить в памяти такие подробности — читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 17. Здесь мы акцентируем ваше внимание только на одной из них — стоимостном «пороге» для МНМА.
Во-первых, известно, что п.п. 5.2.7 П(С)БУ 7 разрешает предприятиям определять величину стоимостного признака (критерия) для МНМА самостоятельно (устанавливается в приказе об учетной политике). Однако выше мы написали именно «2500 грн.» и будем руководствоваться этой величиной далее по той простой причине, что все бухгалтеры предпочитают не заморачиваться с разнобоем в бухгалтерском и налоговом учетах и устанавливают величину стоимостного критерия для МНМА равной величине аналогичного стоимостного критерия для ОС из п.п. 14.1.138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).
Во-вторых, если предметы МНМА приобретаются «с НДС», то покупатель — плательщик НДС следит, чтобы такую величину 2500 грн. не превышала стоимость предмета без НДС, а неплательщик — чтобы эту величину не превышала цена предмета с НДС.
О направлениях использования данных предметов (в плане отнесения сумм амортизации, начисленной согласно п. 27 П(С)БУ 7, в состав расходов) можно дискутировать, но нам кажется логичным использовать счет 92 (т. е. считать такие расходы административными).
Что с налогообложением?
Признаемся, что вопрос налоговой «расходности» (точнее — права на амортизацию в налоговом учете расходов на приобретение таких МНМА) по сути еще более дискуссионный, чем вопрос «направления расходности» бухгалтерской (в Интернете можно найти объемную «трепологию» на тему принадлежности/непринадлежности подобных расходов к хоздеятельности плательщика налога на прибыль ☺),
но вместо этого словоблудия мы лучше просто адресуем вас к лояльной консультации налоговиков в подкатегории 102.07.20 БЗ! В ней сказано прямо:
Если стоимость государственного флага, портрета Президента и другой государственной символики превышает 2500 грн., то расходы на их приобретение следует рассматривать как расходы на приобретение основных средств, подлежащих амортизации <…> группы 9. Если стоимость указанных материальных ценностей не превышает 2500 грн., то расходы на их приобретение являются расходами на приобретение малоценных необоротных материальных активов <…> группы 11
Как видите, фискалы не сомневаются в праве плательщика налога на прибыль амортизировать такие МНМА! В принципе, налоговики на местах с позицией БЗ, как правило, не спорят. Тем более — с такой «прямой». И действительно: если у коллектива предприятия и его контрагентов нет правильных ориентиров перед глазами и главное — в душе — тогда впору говорить не об их разумной хозяйственной деятельности и не о высоком деловом реноме такого предприятия, а скорее об «организованной группе с целью наживы»… ☹
Что касается учета НДС, то аналогичной консультации в БЗ, к сожалению, нет. ☹ Но доказать свое право на НК, опираясь на указанную консультацию по налогу на прибыль, вполне реально (во всяком случае — более реально, чем без нее)… Тем более — суммы-то мизерные.
В завершение приведем пример. Предприятие, зарегистрированное как плательщик НДС, приобрело флаг стоимостью 240 грн. (в том числе НДС 20 % — 40 грн.) и портрет стоимостью 150 грн. (в том числе НДС 20 % — 25 грн.) .
Отразим эти приобретения в налоговом и бухгалтерском учете.
Табл. Учет государственной символики
Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | доходы | расходы | ||
1. Перечислена поставщику предоплата за флаг | 371 | 311 | 240 | — | — |
2. Сумма «входного» НДС в предоплате за флаг включена в НК | 641 | 644 | 40 | — | — |
3. Перечислена поставщику предоплата за портрет | 371 | 311 | 150 | — | — |
4. Сумма «входного» НДС в предоплате за портрет включена в НК | 641 | 644 | 25 | — | — |
5. Получен флаг: | |||||
5.1. оприходован флаг | 153 | 631 | 200 | — | — |
5.2. списана сумма НК по НДС | 644 | 631 | 40 | — | — |
5.3. зачтена задолженность | 631 | 371 | 240 | — | — |
6. Получен портрет: | |||||
6.1. оприходован портрет | 153 | 631 | 125 | — | — |
6.2. списана сумма НК по НДС | 644 | 631 | 25 | — | — |
6.3. зачтена задолженность | 631 | 371 | 125 | — | — |
7. Передан для использования флаг | 112 | 153 | 200 | — | — |
8. Начислена амортизация на флаг* | 92 | 132 | 200 | — | 200** |
9. Передан для использования портрет | 112 | 153 | 125 | — | — |
10. Начислена амортизация на портрет* | 92 | 132 | 125 | — | 125** |
… | |||||
11. Расходы отнесены на финрезультат периода | 791 | 92 | 325 | — | — |
* По методу начисления 100 % в первом месяце использования МНМА согласно п. 27 П(С)БУ 7 (установлен в учетной политике предприятия). |
Заметим, что в упомянутой выше консультации из БЗ разрешается амортизировать также и другие предметы, составляющие государственную символику Украины.
выводы
-
Государственный Флаг Украины и портрет Президента Украины, а также другие предметы государственной символики учетной стоимостью не более 2500 грн. следует классифицировать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете как МНМА.
- Такие «государственно-символьные» МНМА подлежат амортизации, в частности по методу начисления 100 % в первом месяце использования, с признанием соответствующих сумм налоговыми расходами плательщика налога на прибыль.