16.02.2015

Как получать электронные НН?

Как получать электронные НН от поставщиков? Надо ли их распечатывать?

Получать электронные НН можно прямо из ЕРНН. Всю процедуру описывает абзац пятый п. 201.10 НКУ. Чтобы получить НН/РК из ЕРНН, покупатель направляет электронный запрос в ЕРНН (по форме «Запит щодо отримання відомостей з Єдиного реєстру податкових накладних (J/F1300103)»). На него покупателю придет электронный ответ о регистрации в ЕРНН, а также собственно НН/РК в электронном виде.

В частности, по такому запросу можно получать сведения о НН/РК:

— зарегистрированных на конкретную дату;

— по списку документов (например, по какому-либо контрагенту).

Впрочем, некоторое программное обеспечение позволяет продавцу самостоятельно отправлять НН/РК покупателям. В таких случаях есть возможность получать НН/РК от продавца.

По поводу распечатки электронных НН/РК отметим следующее. Известно, что первичные документы могут составляться в бумажной или электронной форме (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.1 Положения № 88). При этом хранят первичные электронные документы на электронных носителях информации в форме, дающей возможность проверить их целостность на этих носителях в рамках установленного срока хранения первичных документов (п. 6.4 Положения № 88). Так что распечатывать электронные НН/РК необязательно, их можно хранить в электронном виде.

Об этом сказано и в письме Минфина от 27.01.2012 г. № 31-08410-07-27/1808. Хотя, возможно, кому-то удобней пользоваться все же распечатанными НН/РК. Это решать вам.

Напомним, правда, что в «электронных» случаях предприятие должно быть готовым предоставить бумажные копии электронных документов при проверках контролирующим органам. Того требуют ч. 6 ст. 9 Закона о бухучете и п. 85.2 НКУ.