29.12.2016

«Заграничная» аренда: нужно ли платить «нерезидентский» налог?

С целью рекламы своего товара предприятие участвует в выставке в Германии. Площадь и стенды арендует у нерезидента. По какой ставке нужно уплатить налог на репатриацию с этого дохода нерезидента: 20 % (как с рекламы) или 15 % (как с аренды)?

На наш взгляд, выплачиваемая нерезиденту арендная плата в данном случае налогообложению вообще не подлежит. Но даже если следовать разъяснениям налоговиков, то удержать налог в размере 15 % с этого дохода вам придется только в том случае, если нерезидент не предоставит справку, подтверждающую его «немецкую» резидентность. Поясним подробнее.

Сначала определимся с видом дохода, получаемого нерезидентом.

Учтите:

цель, с которой вы участвуете в выставке, никоим образом не влияет на вид дохода нерезидента

То есть нерезидент передает имущество в аренду. И то, что вы участвуете в выставке с целью рекламы, ни в коем случае не превращает эту арендную услугу в рекламную. Поэтому в данном случае уместно говорить исключительно об угрозе налогообложения «нерезидентского» дохода в виде аренды (согласно п.п. «ґ» п.п. 141.4.1 НКУ) по ставке 15 % (согласно п.п. 141.4.2 НКУ).

Теперь о налогообложении «нерезидентского» дохода в целом.

Важно: налогообложению согласно ст. 141 НКУ подлежит только доход с источником его происхождения из Украины.

Но что считать таким доходом? Доход, полученный нерезидентом от осуществления деятельности на территории Украины? Или доход, выплачиваемый «украинцами» нерезидентам (независимо от того, на какой территории последние осуществляют свою деятельность)?

Как вы понимаете, от ответов на эти вопросы и зависит необходимость налогообложения в описанной ситуации. Так, если налогообложению подлежит только доход, полученный нерезидентами от деятельности на украинской территории, то в данном случае объект налогообложения вообще не возникает (так как арендные услуги оказаны на территории Германии). Если же считать, что место осуществления деятельности на облагаемость никак не влияет, а важен только сам факт выплаты, осуществленной резидентом в пользу нерезидента, то объект налогообложения налицо. Так что без подробного изучения определения дохода с «украинским» источником и всей его подноготной нам не обойтись. К этому и приступим.

Согласно п.п. 14.1.54 НКУ доходом с источником его происхождения из Украины является любой доход, полученный нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины.

Как видим,

формальное прочтение этой нормы («в паре» с нормой п.п. «ґ» п.п. 141.4.1 НКУ) действительно дает основания отнести к налогооблагаемому любой «арендный» доход нерезидента независимо от того, на какой территории (украинской или нет) оказана услуга

Ведь в определении доходы от деятельности на территории Украины просто выделены из общего числа доходов с «украинским» источником.

И налоговики такой формулировкой активно пользуются. Они однозначно заявляют: оплата услуг, предоставленных вне территории Украины, считается доходом нерезидента с источником происхождения из Украины (см. письмо ГФСУ от 22.07.2016 г. № 15840/6/99-99-15-02-02-15). Независимость порядка налогообложения «нерезидентских» доходов от места осуществления деятельности фискалы также подтверждают, говоря об отдельных видах дохода. Например, о доходе от предоставления рекламных услуг (см. письмо ГФСУ от 29.09.2016 г. № 21170/6/99-99-15-02-02-15).

Противопоставить налоговикам можно разве что судебные решения, из которых следует:

налогообложению подлежат только услуги, предоставленные нерезидентами на территории Украины

Соответствующие выводы озвучены в постановлениях ВАСУ от 16.05.2016 г. по делу № К/800/55553/13 и от 17.02.2016 по делу № К/800/58075/14*.

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/58214059, http://reyestr.court.gov.ua/Review/56031086.

В указанных постановлениях речь идет не об арендных, а о рекламных услугах. Но это не принципиально, ведь здесь важен сам подход. Кроме того, выводы указанных постановлений касаются времен, когда налогообложение «нерезидентских» доходов было урегулировано ст. 160 НКУ. Однако никаких «новшеств», которые бы могли поспособствовать смене позиций, ст. 141 НКУ не содержит. Да и определение дохода с украинским источником (из п.п. 14.1.54 НКУ) с того времени не изменилось.

Кстати, в «доНКУшные» времена «тогдашнее» определение дохода из «украинского» источника (приведенное в п. 1.21 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334-94/ВР) звучало более четко и относило к налогооблагаемым исключительно те «нерезидентские» доходы, которые были получены ими от деятельности на территории Украины. И сами налоговики после вступления в силу НКУ не сразу заметили перемены. Так, в письме ГНАУ от 17.06.2011 г. № 11301/6/15-0318 сказано: услуги, предоставленные нерезидентами за пределами Украины, не облагаются как до 01.04.2011 г., так и после этой даты. Но сейчас, повторим, их подход изменился.

Подытоживая сказанное, отметим: формальная трактовка норм НКУ сегодня позволяет налоговикам требовать налогообложения любых (перечисленных в пп. «а» — «й» п.п. 141.4.1 НКУ) «нерезидентских» доходов независимо от места их предоставления. Смелые же налогоплательщики могут обращаться в суд.

Правда, в ситуации, описанной в вопросе, судиться, возможно, и не придется. Тут могут также выручить «освобождающие» нормы Соглашения между Украиной и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения относительно налогов на доход и имущества (ратифицировано Законом Украины от 22.11.95 г. № 449/95-ВР).

Напомним: если международным договором, согласие на обязательность которого дала Верховная Рада Украины, установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены НКУ, применяются правила международного договора ( п. 3.2 НКУ). То есть

правила налогообложения, предусмотренные в международном договоре, «перекрывают» правила НКУ

Но для их применения нерезидент должен подтвердить свой резидентский статус ( п. 103.4 НКУ), предоставив соответствующую справку ( пп. 103.2, 103.5 — 103.6 НКУ).

Какой порядок налогообложения устанавливает Соглашение?

О доходах, полученных от аренды «немецкой» недвижимости, а также о доходах от аренды другого имущества, отдельно ничего не сказано**. А это значит, что такие доходы подлежат налогообложению исключительно в Германии (согласно ст. 21 Соглашения).

** Его ст. 6 регулирует только порядок налогообложения доходов от аренды недвижимости, находящейся на территории Украины.

Так что в данной ситуации доказывать «необлагаемость» арендной выплаты согласно НКУ придется только в том случае, если оснований для применения международных правил у предприятия нет — нет справки, подтверждающей «немецкий» статус нерезидента. Если же такая справка есть, налог удерживать вы не должны. И с этим спорить налоговики, скорее всего, не будут.