13.05.2019
Экспорт и импорт горючего не требуют наличия отдельных лицензий, однако в ст. 15 Закона № 481 указано, что импорт или экспорт горючего осуществляется при наличии (!) у хозсубъекта, импортирующего или экспортирующего горючее, лицензии на право производства или хранения, или оптовой, или розничной торговли горючим.
Так что будьте уверены, что с 1 июля импортерам-экспортерам горючего на таможню без наличия хоть какой-то из «горючих» лицензий сунуться будет непросто…
Хозсубъект имеет право хранить горючее без получения лицензии на право хранения горючего в местах его производства, в местах оптовой или розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии (ст. 15 Закона № 481, письмо ГФСУ от 12.04.2019 г. № 1572/6/99-99-12-01-01-15/ІПК).
Если место хранения иное, чем место, указанное в соответствующей лицензии (а также когда «пользуется» оптовая лицензия «без места» — за 10000 грн.), то лицензию на хранение приобретать (на каждое такое место хранения) обязательно.
Производителям для оптовой реализации произведенного горючего лицензия на оптовую торговлю при нефискальном подходе не нужна. Такой вывод вытекает из содержания термина «оптовая торговля горючим» (см. его в табл. 1 в статье на с. 10: в этом термине упомянуты одновременно и «приобретение», и «продажа»). Правда, пока не известно, что на этот счет будет прописано в подзаконных нормативах или в разъяснениях соответствующих органов…
Что же до розничной торговли горючим собственного производства, то в термине «розничная торговля горючим» такая деятельность определена как «по приобретению или получению и дальнейшей продаже или отпуску». Поэтому при фискальной трактовке слова «получение» лицензию на розницу от производителей вполне могут затребовать.
Что касается оптовой торговли горючим, то отдельная лицензия должна приобретаться на каждое место оптовой торговли, а при отсутствии мест оптовой торговли приобретается одна лицензия на право оптовой торговли горючим по местонахождению хозсубъекта (см. ниже о торговле «с колес»).
Лицензия на розничную торговлю горючим выдается на каждое место розничной торговли. Таким местом, в свою очередь (см. соответствующий термин в предыдущей статье на с. 10),определены только АЗГ, АГЗС и другие подобные места, в которых горючее реализуется именно через топливо/маслораздаточные колонки.
* Напомним, что под торговлей «с колес» мы понимаем торговлю, когда товар, минуя склады продавца, сразу направляется к его покупателю.
Здесь, в отличие от «горючего» акциза, вроде бы все предельно понятно — торговцам горючим «с колес» необходимо приобретать лицензию на «опт», но без места хранения, т. е. ту, которая за 10000 грн. в год.
Одна — на все, «мы за ценой не постоим»…
Заметим, что к лицензионным вопросам не имеет отношения определение «реализация горючего» из п.п. 14.1.212 НКУ, согласно которому, напомним, с 1 июля не считаются реализацией горючего операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями. То есть
для целей лицензирования операции будут считаться оптовой или розничной торговлей горючим независимо от объема тары и количества реализуемого горючего
Поэтому будьте осторожны, так как, например, продажа пол-литровой банки чистого уайт-спирита* при очень формальном (!) подходе требует наличия «горючей» лицензии на «розницу» (если продажа будет на АЗС или АГЗС и т. п.) или на «опт». А штрафы ой как кусаются!..
* Простите уж нас, дорогие читатели, за такую «гиперболу» (намеренное преувеличение)…
Мы все же надеемся на неформальный подход и либеральные разъяснения на этот счет.
Похожие проблемы могут возникнуть и с хранением горючего.
Если широко трактовать термины «хранение горючего» и «место хранения горючего», то место, где хранится горючее в любом количестве/таре — та же пол-литровая банка чистого уайт-спирита*— может считаться местом хранения горючего, а хранение таких субстанций (в любом виде и фасовке) — хранением горючего. А потому, мол, приобретай лицензию на хранение!..
Но что касается уайт-спирита: если реализуется/хранится не чистый уайт-спирит, а растворитель на его основе (код 3814 00 90 УКТ ВЭД), то это уже не горючее, так как в перечне в п.п. 215.3.4 НКУ такого кода нет, и «горючие» лицензии на операции с ним не нужны.
Очень хотелось бы верить, что здесь мы сгущаем краски (не «добавляя» в них уайт-спирит ☺)…
Надеемся, эти и еще целый ряд не обозначенных нами вопросов вскоре урегулируют в соответствующих «подзаконных» нормативах, которые, со слов ГФСУ (см. ее письмо от 08.04.2019 г. № 1502/6/99-99-12-01-01-15/ІПК), проходят сейчас процесс согласования и вскоре должны увидеть свет.
Заметим, что Закон № 481 (см. последний абзац ст. 15) распространил и на горючее особенности налогообложения операций продажи (и иных видов отчуждения) горючего по бартеру и иным видам операций, когда предусмотрены неденежные расчеты (в том числе векселями и т. п.).
Согласно этой норме, напомним, получатель горючего обязан сумму акциза и НДС, «сидящие» в стоимости такого горючего, уплатить поставщику исключительно в денежной форме! В таком же порядке осуществляется оплата стоимости изготовления (переработки, обработки) подакцизной продукции на давальческих условиях, что коррелирует с пп. 222.1.4 и 222.1.5 НКУ (ср. ).
Заметим, что несоблюдение этого правила (о денежной оплате части стоимости горючего — в виде суммы акциза и НДС) чревато штрафом, предусмотренным в ст. 17 Закона № 481, в размере стоимости отгруженного горючего! К кому конкретно применяется этот штраф, четко не ясно, но слово «отгруженного» наводит на мысль о поставщике горючего.
В ст. 13 Закона № 481 теперь четко прописано, что нормы потерь горючего утверждаются КМУ**. Будем надеяться, что этот факт ускорит затянувшийся процесс разработки и утверждения упомянутых норм. Так как из-за их отсутствия есть/могут быть проблемы у многих хозсубъектов, имеющих дело с горючим***. ☹
** Там же указано, что за сверхнормативные потери, не оправданные согласно действующему законодательству, и необеспечение выхода продукции хозсубъекты уплачивают акцизный налог в размере, определенном законом.
*** Как работать в условиях отсутствия утвержденных норм убыли, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 45, с. 13.