26.09.2019
Перечислим несколько таких случаев:
(1) за возвращаемый товар:
а) ненадлежащего качества, если выявлены существенные недостатки товара (ст. 8 Закона № 1023);
б) надлежащего качества, если товар не подошел по тем или иным параметрам и в продаже нет аналогичного (ст. 9 Закона № 1023).
В обоих случаях деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а если это невозможно — в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней;
(2) в случае уменьшения цены (ч. 1 ст. 8 и ч. 3 ст. 10 Закона № 1023);
(3) в случае возврата аванса за неполученный товар (ч. 2 ст. 693 ГКУ);
(4) при возврате аванса за фактически непредоставленные услуги.
Выдача денежных средств покупателю за возвращенный товар (непредоставленную услугу) — такая же расчетная операция, как и их получение при продаже товара (услуги)
Об этом говорит ст. 2 Закона об РРО. Поэтому вы должны выдать лицу, которое возвращает товар или отказывается от услуги, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции. Речь идет о фискальном кассовом чеке выдачи средств (расходный чек) формы № ФКЧ-2 (см. приложение 2 к Положению № 13). А вот расходный кассовый ордер при этом не оформляют (письмо ГФСУ от 02.01.2019 г. № 11/6/99-99-14-05-01-15/ІПК*).
* На то время фискалы обусловливали такое разрешение еще и отражением операции по выдаче наличных денег в КУРО, что на сегодня вообще лишено какого-либо смысла. Почему, скажем дальше.
Каков порядок выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги и в иных случаях)?
Регистрацию выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги и в иных случаях) осуществляют в расходном чеке, напечатанном РРО, путем регистрации отрицательной суммы (п. 7 разд. III Порядка № 547). При этом перед суммой выданных средств может печататься знак «-» (минус).
Если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов:
— разрешается регистрировать выдачу средств с помощью операции «служебная выдача»;
— запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно».
Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн., следует составить акт о выдаче средств. Эта обязанность возложена на материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты (обычно это кассир торгового зала).
В акте необходимо указать данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги), сведения о товаре (услуге), сумму выданных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего приобретение товара (получение услуги) (п. 8 разд. III Порядка № 547).
Обратите внимание! Порядок № 547 не определяет, какой именно документ, устанавливающий личность покупателя, должен быть предоставлен для составления акта о возврате средств. Соответственно, для установления личности покупателя может быть использован любой документ (письмо ГФСУ от 15.05.2019 г. № 2180/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).
Акты о выдаче средств передают в бухгалтерию субъекта хозяйствования и хранят в течение трех лет. При отсутствии у субъекта хозяйствования бухгалтерии указанные акты подклеивают к последней странице соответствующей КУРО. Конечно, при условии ее ведения. Кстати, даже в этом случае
никаких записей в КУРО, связанных с выдачей средств за возвращенный товар, делать не надо
Объяснение простое — теперь КУРО задействована только в периоды временного отключения электроэнергии или выхода из строя РРО.
Можно ли вернуть уплаченные наличные средства за товар в случае утери оригинала фискального чека покупателем?
С одной стороны, фискалы настаивают на том, что во время обращения о возврате товара и выдаче средств потребитель должен предоставить среди прочего расчетный документ с указанными в нем номером, датой и временем выдачи, который подтверждает приобретение товара (получение услуги). Иное действующим законодательством не предусмотрено.
С другой же стороны, они соглашаются предоставить информацию о наличии в базе данных ГФС информации об утерянном расчетном документе (чеке РРО) в случае предоставления им полной информации о покупке (названия товара, стоимости, даты и времени приобретения, адреса магазина и фискального номера РРО, через который осуществлялась расчетная операция). О такой возможности речь идет в письме ГФСУ от 30.11.2018 г. № 5041/6/99-99-14-05-01-15/ІПК (ср. ).
Какие санкции грозят в случае, если субъект хозяйствования вернул средства покупателю и не составил акт о возврате или не указал в нем необходимые сведения?
Ответственность к субъекту хозяйствования за несоставление акта о выдаче средств или неуказание в нем необходимых сведений (их перечень см. выше) в случае возврата товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги действующим законодательством не предусмотрена (БЗ 109.20).
Вместе с тем в письме ГФСУ от 14.05.2019 г. № 2141/6/99-99-14-05-01-15/ІПК налоговики высказались более пространно: несоставление акта о выдаче средств не нарушает требования Закона об РРО в части порядка проведения расчетов, но нарушает требования по применению РРО, определенные п. 8 разд. III Порядка № 547, разработанного во исполнение ст. 7 Закона об РРО.
По нашему мнению, этим они намекают на то, что админштрафа, предусмотренного ст. 1551 КУоАП, виновному лицу, которое не составило акт о возврате средств, все равно не избежать. Его размер, напомним, составляет от 34 до 85 грн., а при повторном в течение года нарушении — от 85 до 170 грн.
Что касается мелких недостатков в оформлении акта (например, отсутствуют реквизиты документа покупателя, вернувшего товар, сведения о таком товаре и т. п.), то они не лишают его доказательности. А вот отсутствие подписи покупателя, свидетельствующей о получении последним денежных средств, делает такой акт и операцию выдачи денег в целом недействительными. Как следствие, материально ответственное лицо субъекта хозяйствования (продавец, кассир) может быть наказано за недостачу денежных средств.
Как оформить возврат наличных денег за товар покупателю, если в ящике РРО не хватает наличных средств?
Если в ящике РРО недостаточно наличных денег, чтобы вернуть необходимую сумму покупателю, кассир должен обратиться в бухгалтерию предприятия, чтобы из кассы выдали определенную сумму наличных денег для возврата покупателю.
Выдача наличных денег из кассы предприятия оформляется расходным кассовым ордером (п. 26 Положения № 148). Оператор РРО, получив из кассы бухгалтерии средства, вносит их в кассовый аппарат путем проведения операции «служебное внесение». Такой алгоритм действий одобрен налоговиками (БЗ 109.06 ).
А как действовать ФЛП, в ящике РРО которого не хватает наличных денег, чтобы вернуть необходимую сумму покупателю? Поскольку ФЛП кассовую книгу не ведут (п. 39 Положения № 148) и кассовые ордера не выписывают, вышеприведенный алгоритм упрощается. ФЛП просто вносит наличные деньги в ящик РРО с помощью операции «служебное внесение».
Можно ли вернуть средства за товар в другом магазине, нежели тот, в котором он приобретался, если оба магазина принадлежат одному продавцу, у которого и был приобретен товар?
Потребитель при наличии расчетного документа, подтверждающего приобретение товара, имеет право по своему выбору вернуть товар, в частности:
— или продавцу по месту покупки товара;
— или созданному собственником продавца по местонахождению потребителя торговому предприятию (филиалу), которое осуществляет продажу товаров, аналогичных приобретенным (ч. 3 ст. 8 Закона № 1023).
При этом место возврата средств действующим законодательством не определено
Следовательно, если товар приобретен в одном торговом объекте субъекта хозяйствования, а средства выданы в другом торговом объекте этого же хозсубъекта, то нарушения в этом нет (письмо ГФСУ от 21.06.2019 г. № 2855/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).
Можно ли вернуть средства за товар наличкой, если оплата за него была осуществлена в безналичной форме (с применением POS-терминала, через ПТКС*, через сеть Интернет и т. п.)?
* Программно-технический комплекс самообслуживания.
POS-терминал. Налоговики традиционно настаивают на том, что в случае применения банковской платежной карточки (расчета через POS-терминал) возврат средств за товар (отказ от услуги) должен происходить путем их перечисления в банк покупателя на платежную карту, которой осуществлялся расчет (см. письма ГФСУ от 12.07.2019 г. № 3236/6/99-99-14-05-01-15/ІПК, от 26.03.2019 г. № 1264/6/99-99-14-05-01-15/ІПК, а также БЗ 109.02).
Наша позиция по этому вопросу противоположна: законодательство не ограничивает субъекта хозяйствования в праве применить в этом случае как безналичную, так и наличную форму расчета. Ведь Закон об РРО, на который ссылаются фискалы для обоснования своего подхода, не содержит какие-либо ограничений на сей счет (см. также письмо НБУ от 12.10.2016 г. № 57-0002/84778).
Если же вы не собираетесь спорить с контролерами, то имейте в виду: при возврате средств на банковскую карту составление акта о выдаче средств тоже является обязательным, если сумма, подлежащая возврату, превышает 100 грн. (письмо ГФСУ от 14.05.2019 г. № 2141/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).
ПТКС. Возврат средств плательщику за непредоставленные/частично предоставленные услуги, оплаченные через ПТКС, налоговики предлагают осуществлять согласно Порядку № 547 (письмо ГФСУ от 01.04.2019 г. № 1369/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).
Если конкретнее, то можно воспользоваться их общим рецептом из БЗ 109.02: возвращать средства, которые были перечислены субъекту хозяйствования в безналичной форме, следует через учреждение банка или с применением РРО с оформлением соответствующего расчетного документа, но в обоих случаях в безналичной форме.
Хотя можно вспомнить и либеральное письмо ГФСУ от 04.11.2016 г. № 23689/6/99-99-14-05-01-15, в котором налоговики не возражали против того, чтобы за товар, оплата за который была осуществлена с использованием ПТКС, возвращать денежные средства в наличной или безналичной форме.
Расчеты через Интернет. К сожалению, позиция налогового ведомства относительно формы возврата средств при возврате товара, оплаченного через Интернет, нам неизвестна. Но не думаем, что она будет отличаться от их общего подхода.
А вот в случае, когда в сети Интернет только заказывали товар (услугу), а оплачивали его путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет или внесением средств в банк, т. е. без использования банковских платежных карт, можно воспользоваться рекомендациями из письма ГФСУ от 16.08.2019 г. № 3855/6/99-99-14-05-01-15/ІПК. В нем указывается, что возврат средств должен проводиться без применения РРО, однако все равно только в безналичном порядке со счета предприятия на счет потребителя.