26.04.2021

Бюро экономической безопасности: встречаем старых знакомых?

Ох и долго же мы ждали этого… Наконец-то ситуация с налоговой милицией прояснится. Скоро нам предстоит столкнуться с Бюро экономической безопасности (БЭБ). Кто это и стоит ли плательщику бояться этого органа? Будет ли БЭБ создавать те же проблемы, что и налоговая милиция? Давайте разбираться.

Предыстория БЭБ

Закон о БЭБ* вступил в силу 25.03.2021 г. Но волноваться пока рано. БЭБ еще не создано. Начнет оно функционировать не сразу. На это дается максимум 6 месяцев со дня вступления в силу Закона о БЭБ (п. 9 разд. VI Закона о БЭБ).

* Закон Украины «О Бюро экономической безопасности Украины» от 28.01.2021 г. № 1150-IX .

А создание БЭБ — дело не быстрое. Нужно конкурс провести, найти главу и сотрудников БЭБ, перераспределить полномочия между этим органом и СБУ, а также Нацполицией. Плюс нужно ликвидировать ГФСУ. Да-да, это та самая до боли знакомая аббревиатура.

Дело в том, что при создании Государственной налоговой службы Государственная фискальная служба существовать не перестала. Просто в составе ГФСУ осталась налоговая милиция. И это несмотря на то что из-за очередной налоговой реформы раздел о налоговой милиции в НКУ не должен был работать. История темная… В конечном итоге даже после таких революционных изменений налоговая милиция продолжила функционировать как ни в чем не бывало. И продолжит работать до запуска БЭБ.

Теперь разберемся, что же такого нам подготовили нардепы в Законе о БЭБ.

Отличия и полномочия

Отличия. Во-первых, БЭБ, в отличие от налоговой милиции, — это не подразделение ГНСУ. Бюро — отдельный орган, направляемый и координируемый КМУ.

Во-вторых, по задумке законодателей, БЭБ должно собрать под свое крыло расследование экономических преступлений, объединив в себе функции налоговой милиции и соответствующих отделов СБУ, а также Нацполиции.

В-третьих, акцент в задачах БЭБ немного сместился. Задачи Бюро, которые могут непосредственно зацепить плательщиков (ст. 4 Закона о БЭБ):

— выявление зон рисков в сфере экономики путем анализа структурированных и неструктурированных данных;

— обеспечение экономической безопасности государства путем предупреждения, выявления, пресечения, расследования уголовных правонарушений, посягающих на функционирование экономики государства;

— сбор и анализ информации о правонарушениях, влияющих на экономическую безопасность государства, и определение способов предотвращения их возникновения в будущем;

— выявление и расследование правонарушений, связанных с получением и использованием международной технической помощи.

Из этих заумных фраз делаем вывод, что в сущности у БЭБ две основные задачи:

— анализировать информацию о рисковых и подозрительных действиях налогоплательщиков, которые потенциально могут нанести вред государству, а также об уже совершенных правонарушениях;

— расследовать экономические уголовные правонарушения (например, ст. 212 УКУуклонение от уплаты налогов).

Перечислить конкретные статьи УКУ, которые будут подследственны БЭБ, пока невозможно, поскольку нам предстоит дождаться изменений в УПКУ, УКУ и КУоАП. Закон о БЭБ подследственность не устанавливает. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован (№ 3959-1 от 25.08.2020 г. // rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=69708) и готовится ко второму чтению. Кстати, кроме необходимых для БЭБ статей, этим документом пытаются протолкнуть новую ст. 2222 УКУ мошенничество с НДС. Кроме того, законопроектом № 3959-1 серьезно усиливается ответственность по ст. 212 УКУ.

Полномочия. Перечислим самые важные и настораживающие моменты.

1. У БЭБ достаточно широкий доступ к информации о хозсубъектах. А получать БЭБ информацию будет, в частности, от «любимых» нами налоговиков, Госфинмониторинга, НКЦБФР, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества.

Это напрягает. Ведь в таком случае возникает острый вопрос: будет ли БЭБ бесконтрольно сливать информацию, к примеру, налоговикам? Однозначно сказать, насколько этот обмен будет взаимным, можно только после утверждения специальных подзаконных актов.

К слову, в п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона о БЭБ указано, что Бюро обеспечивает предоставление госорганам информации из своих банков (баз) данных в соответствии с законом. А вот порядки обмена информацией будут утверждаться совместными приказами Бюро и соответствующего госоргана (ч. 2 ст. 7 Закона о БЭБ).

2. Доступ к банковской тайне. Здесь также возникают вопросы. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, будет осуществляться в порядке и объемах, определенных в УПКУ и Законе о банках**. И

** Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

для того чтобы увидеть информацию о движении средств на счетах конкретных ФЛП или юрлиц, решение суда БЭБ не понадобится

Закон о БЭБ вносит изменения в Закон о банках на этот счет (п. 3 ч. 1 ст. 62 Закона о банках в редакции со дня оглашения КМУ о начале работы БЭБ).

А это месседж для ФЛП, которые любят использовать непредпринимательские счета для хоздеятельности.

БЭБ также черпает информацию из всех доступных баз (банков) данных. Но если этой информации там нет, то Бюро имеет право запросить такую информацию у органов госвласти или органов местного самоуправления (далее — ОМС). Подчеркнем: ни юрлиц, ни ФЛП, ни физлиц эти запросы не касаются. Хотя среди полномочий БЭБ есть истребование и получение от предприятий, учреждений, организаций информации, необходимой для выполнения полномочий БЭБ. Однако только в установленном законом порядке (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона о БЭБ).

Отказать в предоставлении информации госорган или ОМС не может. Также ч. 9 ст. 7 Закона о БЭБ под страхом ответственности запрещает сообщать третьим лицам о том, что в отношении них БЭБ собирает информацию. Так что вы можете даже не догадываться, что Бюро копит «полезные» данные.

Хотя, безусловно, Закон о БЭБ говорит о том, что Бюро должно использовать информацию только в рамках закона. Правда, все, что собрано БЭБ, имеет статус служебной информации и защищается соответственно.

Напомним: служебная информация является информацией с ограниченным доступом. Согласно ст. 29 Закона Украины «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII ее разглашение возможно, только если она является предметом общественного интереса и право общественности знать эту информацию превалирует над потенциальным вредом от ее распространения. Предметом общественного интереса считается, к примеру, информация, которая говорит о возможном нарушении прав человека.

3. Негласные сотрудники и поощрение «сообщить куда следует». Бюро может использовать негласных штатных и нештатных своих сотрудников, а также материально и морально поощрять лиц, которые предоставляют помощь в предотвращении, выявлении, прекращении и расследовании уголовных правонарушений, подследственных БЭБ (п. 16 ч. 1 ст. 8 Закона о БЭБ). И если штатные/нештатные сотрудники — это объяснимая вещь в рамках уголовного процесса, то поощрение — весьма «интересный» рычаг для минимизации правонарушений.

4. Полицейские меры для БЭБовцев со спецзваниями. В рядах БЭБ будут сотрудники информационно-аналитического подразделения и сотрудники со спецзваниями.

Так вот, те, кто со спецзваниями, будут иметь дополнительные права. Они смогут применять полицейские меры. Что это такое? Например, представители БЭБ со спецзваниями могут (ч. 2 ст. 8 Закона о БЭБ):

— проверять документы, удостоверяющие личность;

— останавливать транспортное средство, если есть информация о причастности водителя или пассажиров к уголовному или административному правонарушению (актуально, к примеру, для тех, кто перевозит горючее);

— проникать в жилье или иное владение лица без мотивированного решения суда в неотложных случаях, связанных с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, и т. д.

Однако все эти

полицейские меры могут применяться только во время осуществления мер по препятствованию, выявлению, прекращению, расследованию уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности БЭБ

Очень надеемся, что эти полномочия не будут использоваться во вред добросовестным налогоплательщикам.

Риск-ориентированный подход

Модное нынче явление «риск-ориентированный подход» призвано уменьшить давление на хозсубъектов. Закон о БЭБ не обошелся без его упоминания в контексте работы Бюро.

Честно говоря, в рамках оперативно-розыскной деятельности и досудебного расследования это пока не совсем понятный механизм. А вот в части сбора информации — чуть более понятный.

Детально раскрыть механизм не удастся, поскольку Закон о БЭБ выписывает риск-ориентированный подход поверхностно.

По нашему мнению, суть в том, что внимание во время сбора информации будут привлекать хозсубъекты, подходящие под определенные критерии. Их, кстати, БЭБ будет разрабатывать самостоятельно (ч. 2 ст. 12 Закона о БЭБ).

Также можно сказать, что критерии будут делиться на те, которые связаны с:

— правонарушителем;

— характером и видом противоправного действия;

— отраслевыми особенностями системных уголовных явлений;

— финансовыми потерями государства от оптимизации уплаты налогов и т. д.

К слову, последняя формулировка смущает. Ведь оптимизация все же не означает уклонение. Оптимизация — это использование возможностей, предоставленных налоговым законодательством по максимуму (например, правомерное применение льгот, выбор наиболее подходящих договорных условий и т. п.), а уклонение — явно неправомерное поведение, которое влечет за собой ответственность.

Даже Госкомпредпринимательства в свое время в письме от 12.11.2001 г. № 2-221/6704 говорил о том, что оптимизация налогообложения никак не будет противоречить интересам государства.

Хотя стоит признать, что на практике сложно отличить одно от другого. Как видим, к сожалению, сохраняется тенденция ставить знак равенства между оптимизацией и уклонением. А такое разграничение крайне важно, как минимум в сфере уголовной ответственности.

В целом, то, что такое БЭБ, мы узнаем только после того, как Бюро начнет свою работу. И дело не только в отсутствии подзаконных актов, но и в человеческом факторе. Каким бы хорошим ни был закон, все решает все-таки его применение на практике. Но не будем терять оптимизма и надеемся на лучшее!