26.07.2021

Возмещение НДС по услугам нерезидента невозможно?!

По материалам категории 101.26 Базы знаний

Вывод документа

НКУ не предусматривает возможность бюджетного возмещения сумм НДС в случае получения от нерезидента услуг на территории Украины. Плательщик не может декларировать бюджетное возмещение по таким суммам, поскольку они не уплачиваются ни поставщику услуг, ни в госбюджет

Скажем прямо: вывод налоговиков достаточно спорный. Да, до 1 января 2015 года в п. 200.4 НКУ действительно была специальная норма, позволявшая поставить на возмещение НДС с услуг нерезидента с местом поставки на территории Украины. После реформы механизма бюджетного возмещения уточнение об услугах от нерезидента убрали (Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII тогда полностью переписали п. 200.4 НКУ). Но это не означает, что суммы такого НДС с тех пор нельзя ставить на бюджетное возмещение. Просто для них работает общий механизм.

Интересен аргумент фискалов: НДС с услуг нерезидента не уплачивается ни поставщику, ни в госбюджет. Да, в общем случае налоговые обязательства (стр. 6) и налоговый кредит (стр. 13) возникают в одном и том же периоде, и прямого платежа в бюджет может и не быть. Но вполне реальна и другая ситуация, когда НН с таких услуг зарегистрирована несвоевременно, и налоговые обязательства возникают в периоде первого события (п. 187.8 НКУ), а налоговый кредит — в другом периоде, периоде регистрации НН. Кроме того, налоговый кредит можно отложить на 1095 дней (п. 198.6 НКУ). Тогда разница может сформировать положительное значение, которое подлежит уплате в бюджет по декларации. Впрочем, в свое время сами налоговики считали, что дата уплаты налога по услугам от нерезидента — это дата подачи декларации, в которой НДС по ним включен в налоговые обязательства.

В любом случае, все сомнения рассеются, если мы заглянем в форму декларации по НДС, а именно в приложение Д3. Напомним: в нем приводится расчет суммы бюджетного возмещения. В гр. 2 таблицы 2 этого приложения следует указывать ИНН поставщика, по поставкам которого формируется бюджетное возмещение. Так вот, уже долгие годы к этой графе фигурирует сноска: в случае получения услуг от нерезидента в этой графе следует указывать условный ИНН «500000000000».

Вам мало этой сноски? Загляните в гр. 7 того же приложения. В ней отражается итоговая сумма отрицательного значения, уплаченная поставщику или в госбюджет, а также полученные услуги от нерезидента. Важно, что этот показатель переносится в стр. 2 таблицы 1 того же приложения, а она называется «Фактично сплачено…». Дальше показатель участвует в формировании стр. 20.2 декларации, предусмотренной для бюджетного возмещения.

То есть сама форма декларации по НДС предполагает, что в бюджетное возмещение можно включать и НДС с услуг, полученных от нерезидента. Получается, основной аргумент этой фискальной консультации несостоятелен.

Выходит, авторы этой фискальной консультации либо просто не заглянули в форму декларации, либо решили затеять очередную аферу, дезавуировав нормативно-правовой акт. Второе предположение может иметь далекие последствия, так как все достижения НКУ фактически отбрасываются на 10 лет назад (напомним, что до появления НКУ налоговики отказывали в бюджетном возмещении по этим услугам). Вряд ли это задумывал законодатель.