15.11.2021

Режим работы водителей: готовимся к изменениям

Работа водителей особенная, и для ее организации, кроме КЗоТ, необходимо применять еще и специальное Положение № 340*. В него приказом Мининфраструктуры от 24.06.2021 № 337 были внесены изменения, которые заработают с 10.12.2021. Предлагаем с помощью нашей статьи изучить особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей по обновленным правилам.

* Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденное приказом Минтранспорта от 07.06.2010 № 340.

Требования Положения № 340 распространяются исключительно на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров или/и грузов колесными транспортными средствами (далее — ТС). Рассмотрим, что изменится с 10.12.2021.

Какое время является рабочим?

Работа водителей специфическая. Это накладывает свой отпечаток и на составляющие их рабочего времени. Назовем эти составляющие.

1. Сменный период управления — это суммарная продолжительность периодов управления за рабочий день (смену). С 10.12.2021 его продолжительность (включая сверхурочные работы) не должна превышать 10 часов не чаще чем 2 раза в неделю и 9 часов — в другие дни.

Обратите внимание! Норма продолжительности периода управления увеличена. До 10.12.2021 такой период не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных и/или крупногабаритных и/или опасных грузов — 8 часов.

А может ли фактическая продолжительность сменного периода управления быть больше плановой нормы (10 часов не чаще чем 2 раза в неделю и 9 часов — в другие дни)?

Фактическая продолжительность сменного периода управления сверх установленных норм может быть увеличена только при непредвиденных обстоятельствах

К таким обстоятельствам относятся: техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия, препятствия движению, отсутствие мест стоянки. По новым нормам водитель должен указать характер и причину возникновения непредвиденных обстоятельств на распечатке тахографа в момент прибытия к месту стоянки.

Что касается продолжительности управления в неделю, то здесь без изменений. Как и сегодня, она в общем случае не должна превышать 48 часов, включая сверхурочные работы.

2. Подготовительно-заключительный период. Так называется время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения. Их перечень и время на выполнение устанавливает работодатель по согласованию с профсоюзом (п. 2.6 Положения № 340).

3. Время простоев не по вине водителя. Новая редакция Положения № 340 к такому времени относит в том числе время, когда водитель не обязан находиться на рабочем месте, но должен оставаться на связи, быть готовым ответить на любой вызов, начать или возобновить движение или выполнять другую работу.

4. Время простоев в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров.

5. Время проведения медосмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения. Его устанавливайте по согласованию с профсоюзом (п. 2.6 Положения № 340).

6. Время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе).

7. Время охраны ТС с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при междугородных перевозках в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем.

Внимание! С 10.12.2021 время охраны ТС полностью засчитываете в рабочее время. Заметим: до указанной даты такое время входит в рабочее время в сумме 1/3 времени охраны ТС.

8. Половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом.

9. Другое время, предусмотренное законом.

С составляющими рабочего времени водителей разобрались. А теперь рассмотрим особенности его учета.

Учет рабочего времени

В зависимости от условий работы водителя учет рабочего времени может быть поденный, еженедельный или суммированный. Его ведут на основе табеля учета рабочего времени.

Также при необходимости ежемесячно составляют график сменности водителей (приложение 1 к Положению № 340). А еще работодателю необходимо вести ведомость учета рабочего времени и времени отдыха (приложение 2 к Положению № 340). В ней по каждой рабочей смене указывают плановые и фактические данные о маршруте, времени начала и окончания рабочей смены.

Для учета рабочего времени используют записи тахографов. Водители автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных действующими и поверенными тахографами,

с 10.12.2021 должны будут хранить записи о режиме труда и отдыха в течение рабочей смены и 28 дней со дня ее окончания

А если ТС не оборудовано тахографом? Тогда водитель ведет индивидуальную контрольную книжку водителя (приложение 3 к Положению № 340). Однако с 10.12.2021 предусмотрена альтернатива индивидуальной контрольной книжке. Вместо нее водитель может иметь при себе копию графика сменности водителей.

Еще одна новость как для работодателей, так и для водителей. В случае нетрудоспособности водителя или пребывания его в отпуске, а также если водитель не осуществлял перевозки, работодатель может заполнять бланк подтверждения деятельности по новому приложению 4 к Положению № 340 (ср. ). Если такой бланк используется в работе, то водители хранят его в течение рабочей смены и 28 дней со дня ее окончания, а работодатели — в течение 12 месяцев.

Отдельно остановимся на суммированном учете рабочего времени.

При суммированном учете рабочего времени графики сменности водителей составляют на учетный период. В них определяют продолжительность ежедневной работы (смены), количество рабочих дней (смен) и выходных дней.

Внимание! С 10.12.2021 — новое требование к количеству выходных дней. Графики сменности нужно будет составлять так, чтобы обеспечить наличие не меньше чем одного выходного дня в течение недели. Неделя — период времени с 00:00 в понедельник до 24:00 в воскресенье.

Графики сменности должны быть доведены до сведения каждого водителя не меньше чем за 2 недели до начала учетного периода.

Подробнее о суммированном учете рабочего времени читайте в следующем номере «Налоги & бухучет».

Продолжительность рабочего времени

Продолжительность рабочего времени водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР), графиками сменности работодателя с соблюдением норм, установленных КЗоТ и Положением № 340.

Нормальную продолжительность рабочего времени водителей с поденным и еженедельным учетом рабочего времени мы привели в табл. 1.

Таблица. 1. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей

Период

Норма продолжительности рабочего времени водителей

5-дневная рабочая неделя

6-дневная рабочая неделя

В неделю

По общему правилу не более 40 часов

В день (смену)

Определяется ПВТР или графиками сменности с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели

Не более 7 часов, накануне выходных — не более 5 часов

День (смена)

Накануне праздничных и нерабочих дней продолжительность работы (смены) сокращается на 1 час от установленной продолжительности рабочего дня

Внимание! Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия предусмотрена возможность разделения рабочей смены на 2 части.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

1) каждая из частей смены не должна превышать 4 часов 30 минут с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки (до 10.12.2021 — 4 часа);

2) перерыв между частями смены должен быть не менее 2 часов без учета времени для отдыха и питания.

Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для водителей с суммированным учетом рабочего времени не должна превышать 10 часов без учета времени перерыва. При этом должна быть соблюдена норма часов на учетный период.

Однако если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидания в ТС или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов.

При этом с 10.12.2021 помните об обновленных требованиях к продолжительности периода управления за рабочий день (смену) — не более 10 часов не чаще чем 2 раза в неделю и 9 часов в другие дни (см. выше).

Еще одна новинка: продолжительность периода управления в неделю при применении суммированного учета рабочего времени не может превышать 56 часов и 90 часов в течение двух недель.

Ненормированный рабочий день

Положением № 340 предусмотрена возможность установить ненормированный рабочий день водителям легковых автомобилей (кроме такси).

Однако, на наш взгляд, это не значит, что водителям других типов автомобилей (например, автобусов или грузовых) нельзя установить ненормированный рабочий день. Просто здесь должны работать общие нормы.

Список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день, определяйте в коллективном договоре.

Водители, которым установлен ненормированный рабочий день, выполняют работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Однако такая работа не считается сверхурочной и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени. В качестве компенсации за работу с ненормированным рабочим днем водителям предоставляют ежегодный дополнительный отпуск. Также в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется соответствующая доплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных задач сверх установленной продолжительности рабочего времени.

На водителей с ненормированным рабочим днем распространяется установленный на предприятии режим рабочего времени

Поэтому работодатель не имеет права систематически привлекать работников, которые работают в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени (см. п. 4 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.97 № 7).

Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывают в рабочих днях, кроме работы в праздничные дни, которую учитывают в часах (п. 6.8 Положения № 340).

Ненормированный рабочий день не устанавливают работникам с суммированным учетом рабочего времени.

Заметим, если ненормированный рабочий день не установлен, а работник работал сверх установленной нормы часов, то будете иметь дело со сверхурочными часами.

Сверхурочные работы

Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня. Они выполняются по инициативе работодателя и только в исключительных случаях, в частности, таких (см. ст. 62 КЗоТ):

— при проведении работ, необходимых для обороны страны, а также предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий;

— при проведении общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи;

— в случае необходимости неотложного ремонта;

— при необходимости выполнения погрузочно-разгрузочных работ с целью недопущения или устранения простоя подвижного состава либо скопления грузов в пунктах отправления и назначения.

Сверхурочные работы могут осуществляться только с разрешения профсоюза (ст. 64 КЗоТ).

Кроме того, некоторые категории работников, в частности лица с инвалидностью, родители, воспитывающие детей без матери, а также опекуны (попечители), приемные родители, родители-воспитатели, могут быть привлечены к сверхурочным работам только с их согласия (ст. 63, ст. 1861 КЗоТ).

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год.

Время отдыха

Время отдыха водителей регулирует разд. V Положения № 340.

Предлагаем узнать о его видах, в частности, из табл. 2 ниже.

Таблица 2. Виды отдыха водителей

Когда водитель имеет право на отдых (с 10.12.2021)

Продолжительность отдыха

Перерыв в работе для отдыха и питания

Через каждые 4 часа 30 минут управления ТС, если не наступает период ежедневного (междусменного) отдыха

Не менее 45 минут. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не меньше чем 15 минут с последующим перерывом не меньше чем 30 минут с учетом общего требования о 45-минутном перерыве*

* До 10.12.2021 перерыв в работе для отдыха и питания не менее 45 минут предоставляют через каждые 4 часа. Этот перерыв можно заменять перерывами не менее 15 минут каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после него.

Ежедневный (междусменный) отдых

В течение любого 24-часового периода, считая от начала рабочего дня (смены)

Не менее 11 последовательных часов*.

Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды может быть уменьшена до 9 последовательных часов, но не чаще чем трижды в неделю**

Не менее 9 последовательных часов,*** если в течение рабочей смены ТС управляют 2 водителя

* До 10.12.2021 — не менее 10 последовательных часов.

** До 10.12.2021 — до 8 последовательных часов.

*** До 10.12.2021 — не менее 8 последовательных часов.

Еженедельный отдых

В течение недели

Не менее 45 последовательных часов.

При 5-дневной рабочей неделе — 2 выходных дня. Устанавливают в ПВТР.

При 6-дневной рабочей неделе — 1 выходной день (воскресенье).

При суммированном учете рабочего времени — не меньше чем 1 выходной день в неделю. Предоставляют в соответствии с графиком сменности

Кроме видов отдыха, указанных в табл. 2, водители имеют право на отдых в праздничные и нерабочие дни.

А также, конечно, могут пользоваться основным ежегодным отпуском продолжительностью не менее 24 календарных дней, дополнительными ежегодными и другими видами отпусков в общем порядке.

выводы

  • В рабочее время водителя включается не только непосредственно период управления ТС, но и другие периоды, в частности время простоев не по вине водителя, медосмотров, охраны ТС и т. п.
  • При суммированном учете рабочего времени водителей графики сменности составляют так, чтобы обеспечить не менее чем один выходной день в течение недели.
  • Если водителям установлен ненормированный рабочий день, то работа, которую они выполняют сверх нормальной продолжительности рабочего времени, не считается сверхурочной.
  • Водитель имеет право на перерыв в работе для отдыха и питания через каждые 4 часа 30 минут управления ТС.