14.10.2021
Сразу отметим: субъекту хозяйствования никакие прямые финсанкции не грозят, поскольку начисление (уплата) налогов, сборов (обязательных платежей) напрямую не связано с проведением инвентаризации.
В то же время непроведение или некачественное проведение инвентаризации может привести к другим негативным последствиям:
1. Признанию финотчетности недостоверной. Одним из случаев обязательной инвентаризации является ее проведение накануне составления годовой финансовой отчетности (п. 7 разд. I Положения № 879). Так вот, финотчетность, составленная без предварительного проведения инвентаризации, ставит под сомнение ее достоверность. А учитывая, что на основании бухучета определяют налог на прибыль, возникает вопрос:
может ли недостоверность финотчетности стать причиной доначисления налога на прибыль при проверке?
Напрямую вряд ли. Даже если из-за непроведения инвентаризации налог на прибыль и посчитан неправильно, то чтобы доначислить его, налоговики должны потребовать провести инвентаризацию и пересчитать финрезультат. И только после этого если окажется, что финотчетность таки неправильная и есть занижение, тогда смогут доначислить налог на прибыль.
2. Админаресту имущества плательщика. Дело в том, что НКУ предоставляет контролирующим органам право требовать при проведении проверок от проверяемых плательщиков проведения инвентаризации основных средств (ОС), товарно-материальных ценностей (ТМЦ), денежных средств, снятия остатков ТМЦ, наличных (п.п. 20.1.9 НКУ). Так вот, если плательщик (его должностные лица или лица, осуществляющие наличные расчеты и/или деятельность, подлежащую лицензированию) отказывается от проведения такой инвентаризации, то к нему может быть применен админарест имущества (п.п. 94.2.8 НКУ). Подробнее об инвентаризации по требованию налоговиков см. в статье «Инвентаризация по требованию налоговой» этого номера.
3. Проведению инвентаризации через суд. Если ОС предприятия или ТМЦ находятся под таможенным контролем или предприятие их использует вместе с товарами, которые помещены в соответствующий таможенный режим, — у предприятия при проверке могут требовать провести инвентаризацию таких активов. При непроведении такой инвентаризации контролеры могут обязать предприятие провести инвентаризацию через суд (п.п. 8 ч. 1 ст. 347 ТКУ).
1. Административная ответственность. Существует несколько видов админответственности за непроведение или некачественное проведение инвентаризации.
1) общий случай. Прямая админответственность за несвоевременное или некачественную инвентаризацию денежных средств и матценностей установлена ст. 1642 КУоАП. Размер штрафа на должностных лиц предприятия: от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн) — за первое нарушение и от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн) — за повторное нарушение в течение года. Правда, должностных лиц обычных предприятий этот штраф не касается. Ведь согласно ст. 2341 КУоАП рассматривать дела за такие нарушения может Госаудитслужба, которая имеет полномочия контролировать только бюджетные средства. А потому штрафовать должностных лиц обычных субъектов хозяйствования (в том числе получающих за товары/услуги бюджетные средства) Госаудитслужба формально не может (см. «Налоги & бухучет», 2019, № 48, с. 15). А у налоговиков на это нет полномочий;
2) ликвидируемое юрлицо. В таком случае несвоевременная, неполная или проведенная с нарушением инвентаризация ввлечет за собой наложение штрафа на должностных лиц юрлица и других лиц, привлеченных к прекращению юрлица, в сумме от 100 до 150 ннмдг (от 1700 до 2550 грн) (ч. 3 ст. 1666 КУоАП). Если в течение года такое правонарушение совершают во второй раз, то на председателя комиссии по прекращению юрлица, ликвидатора и других лиц, привлеченных к прекращению юрлица, может быть наложен админштраф в размере от 150 до 250 ннмдг (от 2550 до 4250 грн).
Рассмотрение дел по таким нарушениям возложено на Госаудитслужбу и ГНСУ (ст. 2341 и ст. 2342 КоАП). И в первом, и во втором случае непроведение инвентаризации — это длящееся правонарушение, админвзыскание за которое возможно получить не позднее чем через два месяца со дня его выявления (ст. 38 КоАП);
3) предоставление в статистику недостоверных данных. Грозит должностному лицу админштрафом з на основании ст. 1863 КУоАП. Ведь инвентаризация, не проведенная перед составлением годовой финансовой отчетности, ставит под сомнение достоверность поданной финотчетности предприятия.
Размер штрафа за такое нарушение — от 10 до 15 ннмдг (орт 170 до 255 грн)
А если должностное лицо в течение года совершает его повторно, то размер штрафа составит уже от 15 до 25 ннмдг (от 255 до 425 грн).
Рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ст. 1863 КУоАП, органы статистики (ст. 2443 КУоАП).
2. Дисциплинарная ответственность. К работникам, виновным в нарушении или непроведении инвентаризации, работодатель при желании может применить меры дисциплинарного взыскания: выговор и увольнение (ст. 147 КЗоТ). Меры дисциплинарного взыскания — право, а не обязанность работодателя.
Чаще всего объявляется выговор. Ведь для увольнения, должны быть основания, перечисленные в КЗоТ. Например, в п. 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, которому ранее объявлялся выговор. Причем после предыдущего выговора не должно пройти более 1 года (п. 38 Типовых правил внутреннего трудового распорядка).
Для применения дисциплинарного взыскания должны быть соблюдены следующие условия:
— оформлен приказ, с которым работника необходимо ознакомить под подпись;
— дисциплинарное взыскание применено в течение месяца со дня выявления проступка (срок отпуска или больничного в этот период не включается). Не налагается вообще по истечении 6 месяцев с момента нарушения.