Годовая инвентаризация: организационные нюансы Ежегодно осенью каждое предприятие приступает к проведению годовой инвентаризации. И хотя ее проводят из года в год, вопросы все равно появляются. Поэтому чтобы на этот раз при проведении годовой инвентаризации у предприятий не возникало трудностей, сегодня поговорим об основных правилах ее проведения. И начнем с организационных вопросов.
Проведение отдельных видов инвентаризации В предыдущей статье мы говорили о том, как организовать проведение годовой инвентаризации на предприятии. Следующим шагом является сама процедура проведения годовой инвентаризации отдельных активов. Поэтому дальше поговорим о том, на что следует обратить внимание при проведении инвентаризации отдельных активов и обязательств.
Польза инвентаризации Проведение инвентаризации и ее задокументированный результат могут принести и непрямую пользу. Например, помочь отстоять свою правоту в споре как с контрагентами, так и с контролирующими органами. Или стать весомым аргументом при решении разблокировочных НДС-вопросов. Выделим некоторые случаи.
Ответственность за инвентаризацию Теперь рассмотрим, что может грозить предприятию или его должностным лицам за непроведение обязательной инвентаризации либо проведение с теми или иными нарушениями.
Инвентаризация по требованию налоговой Достаточно часто можно услышать от плательщиков налогов, что налоговики требуют от них проведения инвентаризации. Такие требования ставят перед налогоплательщиками много вопросов. А именно: следует ли вообще соблюдать такие требования фискалов, что будет, если уклониться от их требований, и как проводить такую инвентаризацию? Ответы на эти и другие вопросы ищите далее.
Недостачи в пределах норм Выявленные в ходе инвентаризации недостачи ТМЦ могут иметь естественную природу, не зависящую от человеческого фактора. Такие недостачи, как правило, являются нормальными — происходящими в рамках хозяйственной деятельности, если вписываются в установленные нормы. Давайте разберемся, как идентифицировать нормативные потери и правильно списать их в учете.
Учет сверхнормативных недостач В предыдущей статье мы выяснили, что списать как нормативные можно только естественные потери ТМЦ в пределах установленных норм естественной убыли. А вот все остальные потери ТМЦ, выявленные в ходе инвентаризации, для учета классифицируют как сверхнормативные. Да и учет недостач ОС имеет свои особенности.
Учет излишков после инвентаризации В результате инвентаризации на предприятии могут появиться излишки определенных активов. О том, как субъекту хозяйствования, который выявил после инвентаризации лишние активы, отразить такую операцию в учете и обложить налогами, поговорим далее.