02.09.2021
Видеоролик по своим характеристикам — это аудиовизуальное произведение, охраняемое как объект интеллектуальной собственности (ОИС). В свою очередь, демонстрация ролика является одной из форм использования имущественных прав на этот объект. Такие отношения обычно оформляются между заказчиком и рекламным агентством с помощью договора о создании на заказ и использовании объекта авторского права.
Порядок учета расходов рекламодателя (заказчика) на создание видеоролика в налоговом и бухгалтерском учете зависит от того, кто по условиям договора будет выступать владельцем имущественных прав на использование ролика — рекламное агентство (создатель/распространитель) или заказчик. При этом в договоре важно оговорить, что имущественное право на публичный показ ролика принадлежит исключительно его создателю (рекламному агентству) и впоследствии передается заказчику.
Можно выделить два варианта договорных отношений (см. таблицу ниже).
Договорные условия по созданию видеоролика
Права на видеоролик принадлежат | Договорные отношения |
Рекламному агентству | Предметом договора является предоставление рекламных услуг, в частности создание и демонстрация видеоролика на конкретной информационной платформе |
Заказчику | Рекламное агентство создает ОИС (видеоролик). В дальнейшем Заказчик самостоятельно решает, где и как его демонстрировать |
А теперь об учетных моментах. И сразу скажем: если к заказчику имущественные права на видеоролик не переходят, то тут все просто. Расходы заказчика на создание и демонстрацию видеоролика относятся в полном объеме к расходам на рекламу (как составляющая расходов на сбыт) согласно п. 19 НП(С)БУ 16. Заказчик имеет право на входящий налоговый кредит (НК) по НДС по общим правилам. Нет никаких специальных нюансов и в отношении налоговоприбыльного учета.
А вот при переходе прав на ролик к заказчику есть особенности.
Бухучет. В этом случае имеем дело с двумя составляющими рекламных расходов: (1) на приобретение имущественных прав на видеоролик и (2) на его демонстрацию.
Имущественные права на видеоролик представляют собой объект авторского права и смежных с ним прав. В бухучете для таких объектов выделена отдельная группа нематериальных активов (НМА) (абзац шестой п. 5 НП(С)БУ 8), учитываемая на субсчете 125. Однако, в п. 9 НП(С)БУ 8 сказано, что в бухучете расходы на рекламу и продвижение товаров на рынке не признают НМА, а отражают в составе расходов тех отчетных периодов, в которых они осуществлены. То есть стоимость изготовления видеоролика в бухучете включают в состав расходов на сбыт с отражением по дебету счета 93.
Расходы же на саму демонстрацию видеоролика также являются расходами на рекламу. Их списывают на счет 93 (как расходы на сбыт).
Налог на прибыль. В общем случае прибыльщик, который не применяет налоговые разницы, в налоговоприбыльном учете полностью ориентируется на бухучет. Что касается плательщиков, применяющих налоговые разницы, то поскольку рекламный видеоролик не признается НМА в бухучете, он и для целей налогового учета таковым не является (п.п. 14.1.84 НКУ). То есть никаких специальных налоговых разниц не возникает.
Таким образом стоимость изготовления видеоролика уменьшает финрезультат так же, как и расходы на его демонстрацию. Учитываем только общие увеличивающие разницы, которые зависят от статуса рекламного агентства (пп. 140.5.2 и 140.5.4 НКУ).
И еще: если создателем видеоролика будет нерезидент, то при перечислении ему средств в оплату стоимости рекламного видеоролика одновременно придется перечислять 20 % от этой суммы в бюджет (п.п. 141.4.6 НКУ).
Причем сделать это нужно за собственный счет. А раз так, то правила международных договоров в части уменьшения (освобождения) суммы налога к выплатам нерезиденту за услуги по производству и/или распространение рекламы тут не применяются.
НДС. Операции по передаче исключительных имущественных прав на видеоролик и его демонстрации облагаются НДС по общим правилам по ставке 20 %. Ведь, как правило, такие платежи не считаются роялти (п.п. 14.1.225 и п.п. 196.1.6 НКУ).
При этом заказчик имеет право включить в свой НК суммы входного НДС по таким операциям при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, и при условии, что сам видеоролик и услуги по его трансляции касаются налогооблагаемых операций предприятия (п. 198.5 НКУ).
Услуги по изготовлению рекламного видеоролика, полученные от нерезидента, рассматривают для целей НДС-учета как импорт услуг. При этом местом их поставки считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности (п. 186.3 НКУ). Таким образом, если заказчик — резидент Украины заказывает видеоролик у нерезидента, местом поставки услуг считается территория Украины. Соответственно, такая операция является объектом обложения НДС на основании п.п. «б» п. 185.1 НКУ.
Рассмотрим в проводках учет у заказчика создания и использования рекламного видеоролика. При этом права на видеоролик переходит к заказчику.
Учитываем видеоролик, принадлежащий заказчику
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дт | Кт | |||
1 | Перечислен аванс рекламному агентству за услуги по изготовлению ролика и размещению его в соцсетях | 371 | 311 | 36000 |
2 | Отражен НК на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН | 644/1 641/НДС | 644 644/1 | 6000 6000 |
3 | Выполнены работы по созданию видеоролика, и переданы имущественные права на него заказчику | 93 | 631 | 20000 |
4 | Списана сумма НДС, отраженная в составе НК | 644 | 631 | 4000 |
5 | Предоставлены услуги по размещению ролика в соцсетях | 93 | 631 | 10000 |
6 | Списана сумма НДС, отраженная в составе НК | 644 | 631 | 2000 |
7 | Осуществлен зачет задолженностей | 631 | 371 | 36000 |