08.08.2022

Исчез Интернет: что делать с ПРРО?

Наличие Интернета крайне важно при работе с программным РРО (ПРРО). Ведь в случае работы с ПРРО на фискальный сервер ГНСУ должны передаваться электронные копии расчетных документов, фискальных отчетов, фискальных отчетных чеков и другой информации, необходимой для учета работы ПРРО. Все это возможно при наличии Интернета. Но что делать в случае, когда Интернет временно отсутствует?

Как мы будем работать с ППРО, если отсутствует связь с фискальным сервером, мы должны определиться еще на этапе регистрации ПРРО. В поле 5 Заявления о регистрации ПРРО (Форма № 1-ПРРО) субъект хозяйствования должен указать (поставить отметку напротив соответствующего поля):

— или он вообще не будет в этом случае осуществлять расчетные операции (ПРРО не работает в режиме офлайн);

— или он будет использовать резервный РРО;

— или ПРРО будет работать в режиме офлайн. Конечно, что этот вариант можно избрать, если у вашего ПРРО есть опция работы в режиме офлайн. То есть если он может создавать в режиме офлайн электронные расчетные документы; хранить их в ПРРО до момента возобновления связи с сервером; автоматически переводиться в режим онлайн при возобновлении связи с сервером.

С первым и вторым вариантами все более-менее понятно. Интересует третий вариант — робота в режиме офлайн. Дальше о нем поговорим подробнее.

Как работать в режиме офлайн, определяет раздел V Порядка № 317*.

* Порядок регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Минфина Украины от 23.06.2020 № 317.

Вообще работать в режиме офлайн можно, если субъект хозяйствования заранее получил у налоговиков диапазон фискальных номеров для работы офлайн. Как сказано в ст. 5 Закона об РРО*, использования ПРРО в период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров запрещается.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР.

Но с этим не должно быть проблем, потому что этот диапазон в принципе формируется автоматически (конечно при условии, что в заявлении о регистрации ПРРО вы отметили, что ПРРО может работать в режиме офлайн) (разд. II Порядка определения диапазона*).

* Порядок определения диапазона, выдачи, резервирования, использования фискальных номеров, которые присваиваются электронным расчетным документам во время работы программного регистратора расчетных операций в режиме офлайн, утвержденный приказом Минфина Украины от 23.06.2020 № 317.

Более того, на время военного положения норма о запрете использования ПРРО без получения диапазона фискальных номеров остановлена (п. 13 разд. II Закона об РРО). А потому

в период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером налоговиков ПРРО можно использовать даже без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров.

Работа ПРРО в режиме офлайн

Переход ПРРО в режим офлайн происходит автоматически (появится сообщение о том, что ППРО переходит в режим офлайн).

Как сказано в п. 6 разд. V Порядка № 317, при переводе ПРРО в режим офлайн должно быть сформировано электронное Уведомление о проведении расчетных операций в период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером по форме № 4-ПРРО (приложение 4 к Порядку № 317 (идентификатор J/F1316901)).

Но

такое уведомление формируется автоматически самим ПРРО при переходе в режиме офлайн. Специально его формировать и направлять на фискальный сервер не нужно

По правилам работать в офлайн-режиме ПРРО может не больше 36 часов подряд и не больше 168 часов в течение календарного месяца (п. 1 разд. V Порядка № 317). В случае достижения одного из предельных сроков ПРРО должен прекратить проведение расчетных операций в режиме офлайн.

Но

на время военного положения проведение расчетных операций в режиме офлайн может осуществляться с превышением этих сроков. То есть ПРРО может работать в режиме офлайн больше чем 36 часов непрерывно / 168 часов в течение календарного месяца

Особенности работы в режиме офлайн.

1. ПРРО должен обеспечивать создание электронных расчетных документов в режиме офлайн.

2. Расчетные документы, сформированные в режиме офлайн, должны храниться в ПРРО до момента получения от фискального сервера подтверждения об их доставке.

3. Если расчеты проводятся в режиме офлайн, в расчетном документе (чеке) обязательно должна быть отметка о проведении расчетной операции в режиме офлайн (п. 5 разд. V Порядка № 317).

4. Если в период работы ПРРО в режиме офлайн наступил срок формирования фискального отчетного чека, то он должен быть сформирован после выдачи последнего расчетного документа за эту смену и до формирования уведомления по форме № 3-ПРРО (приложение 3 к Порядку № 317) об открытии следующей сменены. Фискальные номера последнего расчетного документа за этот день, фискального отчетного чека присваиваются из диапазона последовательно.

5. Если в период работы ПРРО в режиме офлайн открывается/закрывается смена, то уведомление по форме № 3-ПРРО (приложение 3 к Порядку № 317) с отметкой «открытие смены» должно быть сформировано после формирования фискального отчетного чека за эту смену и до выдачи первого расчетного документа за смену, которая открывается.

Возвращение в онлайн-режим

ПРРО должны автоматически переводиться из режима офлайн в режим онлайн-обмена с фискальным сервером в момент возобновления связи между ПРРО и этим сервером.

В течение одного часа после возобновления связи с сервером на фискальный сервер автоматически непосредственно самим ПРРО должен быть отправлен пакет данных, который включает в себя:

— электронное уведомление по форме № 4-ПРРО о начале работы в режиме офлайн;

— копии созданных ПРРО во время работы в режиме офлайн расчетных документов/Z-отчетов;

— сообщение о завершении режима офлайн;

— электронное уведомление по форме № 4-ПРРО с отметкой «завершение режима офлайн».