05.05.2022
Законодатель передумал освобождать от НДС операции по импорту:
— легковых автомобилей физическими лицами (п.п. 69.24 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). При этом можно ожидать, что льготу оставят для полноприводных джипов типа «пикап» старше 2017 года выпуска. Кстати, экологические требования к транспортным средствам ослабили до уровня «Евро-3». Это правило действует до конца военного положения и до 31 декабря следующего года после его отмены;
— всех товаров единоналожниками-безНДСниками (п.п. 69.24 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) и спец-единоналожниками по ставке 2 % (п.п. 9.5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Также хотят убрать и освобождение этого импорта от ввозной пошлины.
Поэтому если законопроект станет законом, все вышеупомянутые льготы отменят. Не будет и освобождения от ввозной пошлины для всех товаров, кроме подакцизных, предусмотренного п.п. 1 п. 911 разд. ХХІ ТКУ.
Также законопроект предусматривал, что будут отменены нулевая ставка акцизного налога (п. 41 подразд. 5 разд. ХХ НКУ) и льготная ставка НДС 7 % (п. 82 подразд. 2 разд. ХХ НКУ) для горючего. Однако в профильном комитете, похоже, договорились, что эту гайку не закрутят. То есть льготные ставки НДС и акциза на горючее должны сохраниться.
Согласно п. 102.9 НКУ на период военного положения останавливаются все сроки, течение которых определено НКУ и другим законодательством, соблюдение которого контролируют налоговики. Так вот, теперь законодатель хочет восстановить течение таких сроков, как:
— сроки подачи отчетности (в том числе предусмотренной п. 46.2 НКУ);
— сроки уплаты налогов и сборов;
— сроки проведения камеральных и фактических проверок и связанных с этим процедурных действий (составления актов, подачи и рассмотрения возражений, приема, послания и обжалования НУР, админареста имущества).
В этих случаях остановка налоговых сроков, прописанная в п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не будет работать. Одно радует: штрафы за пропущенные сроки начнут действовать лишь после того, как законопроект № 7311 станет законом. Но здесь предполагается одна переходная норма. Возобновление сроков на подачу отчетности и уплату налогов не означает, что нужно это делать в первый же день, как только законопроект станет законом. Если предельный срок подачи отчетности или уплаты налога приходится на период март — май 2022 года, плательщики должны предоставить отчетность и уплатить налоговые обязательства в течение одного месяца после того, как законопроект станет законом. Если же речь идет о плательщиках — физлицах, то в течение трех месяцев.
Для субъектов хозяйствования, которые находятся на временно оккупированных территориях или там, где ведутся боевые действия, сроки декларирования и уплаты остаются остановленными. Однако им нужно будет выполнить свою налоговую обязанность в течение трех месяцев после завершения боевых действий или деоккупации территории. Таких плательщиков за несвоевременную подачу отчетности и уплату налогов штрафовать не будут, если они вложатся в указанные три месяца.
Бюджетное возмещение НДС по желанию плательщика можно оформить не деньгами, а облигациями внутреннего государственного займа (далее — ОВГЗ). То есть возмещенцы могут одолжить свои деньги государству. Над сроком обращения ОВГЗ законодатели еще думают. По последней версии он должен составлять три года (раньше предлагалось пять лет). Но ОВГЗ в любом случае будут лишь в пределах сумм, которые определены законом о госбюджете на текущий год.
ОВГЗ вместо живых денег получат те, кому причитается возмещение, заявленное в НДС-декларациях за январь 2022 года и УР, поданных к этому НДС-периоду до 01.05.2022. При этом в Реестр получателей возмещения вносится информация в отношении реквизитов счета, открытого в ценных бумагах. Заявление об оформлении бюджетного возмещения ОВГЗ подается до 30.09.2022.
Оформление бюджетного возмещения ОВГЗ приравнивается к его возмещению живыми деньгами. А у единоналожников группы 4 — дополнительный бонус. Продажа или другое отчуждение ОВГЗ у них не учитывается при расчете сельхоздоли.
Действие моратория на проверки в связи с военным положением суживают. В частности, планируется разрешить:
— камеральные проверки налоговой отчетности, своевременности ее предоставления и уплаты согласованной суммы налоговых обязательств. Таких проверок не будет только для тех субъектов хозяйствования, которые находятся на территориях, где ведутся боевые действия или на временно оккупированных территориях;
— камеральные проверки деклараций по НДС за январь 2022 и УР к ним, поданных до 01.05.2022, к которым предоставлено заявление о бюджетном возмещении ОВГЗ.
А вот если плательщик самоисправляет период, который приходится на время действия военного положения, и оказывается, что он занизил налоговое обязательство, самоштрафа и пени не будет.
Здесь предлагается сразу несколько изменений. Причем некоторые из них ужесточают, а некоторые — наоборот, облегчают правила работы на спецЕН.
Добывание воды. Предприятиям — плательщикам спецЕН разрешается добыча поверхностных и подземных вод, если они предоставляют услуги водоснабжения и водоотвода (п.п. 1 п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ). Законодатели предлагают также разрешить добывать воду тем спец-единоналожникам, которые используют добытую воду исключительно для питьевых и санитарно-гигиенических нужд.
НДС при импорте. Спец-единоналожников снова хотят заставить уплачивать НДС при импорте. То есть если эти изменения утвердят, приостановка НДС-регистрации от уплаты ввозного НДС не будет освобождать. А права на налоговый кредит у спецрежимников — не будет, как и сейчас.
Возвратная финпомощь. Плательщики единого налога, которые не вернули полученную возвратную финпомощь в течение 12 месяцев, должны включить ее в состав единоналожных доходов. Это общее правило для всех единоналожников (п.п. 3 п. 292.11 НКУ). Законодатель хочет разрешить спецрежимщикам уменьшать доход по безвозвратной долгосрочной финпомощи на сумму возвращенной финпомощи и в том единоналожном периоде, когда произошел такой возврат. У обычных единоналожников такого права нет.
Ставку военного сбора на период военного положения планируется повысить до 3 процентов начиная с 01.06.2022. А вот денежное обеспечение военных, правоохранителей и работников других структур, связанных с обороной Украины от российской агрессии, на период военного положения освобождается от военного сбора вообще.
Кроме того, уточняется: для того чтобы доходы от продажи сельхозпродукции НЕ облагались налогами по правилам, определенным п. 23 подразд. 1 разд. ХХ НКУ, плательщик (то есть физлицо, которое продает свою продукцию) должен подать налоговому агенту (покупателю) заявление в произвольной форме.
Сделать это нужно до начисления доходов. При этом налоговый агент все равно должен отражать выплату в 4ДФ по общим правилам, но развернуто, по каждому лицу. Если заявления нет — агент облагает налогами доход согласно п. 23 подразд. 1 разд. ХХ НКУ и показывает в 4ДФ свернуто — общей суммой.
В конце концов, у ФЛП (общесистемщиков и единоналожников) и независимых профессионалов, которые не уплачивали ЕСВ в период военного положения, этот период предполагалось включить в страховой стаж. И считать, что сумма ЕСВ уплачена исходя из минимального размера. К сожалению, в доработанной редакции эта поправка исчезла. Поэтому самозанятые физлица, которые не уплачивали ЕСВ, рискуют остаться без стажа.
Законопроект предусматривает на период действия военного положения (при соблюдении соответствующих условий) разрешить хозсубъектам, которые имеют лицензию на производство спирта этилового неденатурированного производить спирт этиловый денатурированный и/или биоэтанол, а хозсубъектам, которые имеют лицензию на производство спирта этилового денатурированного, — производить биоэтанол.