06.04.2023

Неприбыльные организации подают микрофинотчетность: напоминание от Минфина

Письмо Минфина от 10.03.2023 № 41010-07-10/6640

Вывод документа

Неприбыльные организации составляют финансовую отчетность микропредприятия (т. е. микрофинотчетность по формам № 1-мс и 2-мс) согласно НП(С)БУ 25. Однако по желанию они могут составлять полную финансовую отчетность по формам из НП(С)БУ 1.

Разъяснения Минфина нельзя назвать какими-то сенсационными. Они базируются на нормах законодательства. Поэтому обобщив такие нормы и отталкиваясь от них, Минфин, по сути, лишь напомнил, какую финотчетность (ФО) подают неприбыльные организации (НПО).

Для НПО — микроФО. Прежде всего, Минфин обратил внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете* для непредпринимательских обществ установлена сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе двух форм: Баланса и Отчета о финансовых результатах. При этом содержание и формы такой финансовой отчетности — подчеркнул Минфин — определены НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность».

Поэтому, как предусмотрено п.п. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25, непредпринимательские общества (НПО) составляют сокращенную финансовую отчетность микропредприятия — так называемую «микрофинотчетность». То есть составляют:

— Баланс (по ф. № 1-мс) и

— Отчет о финансовых результатах (по ф. № 2-мс).

А это, в свою очередь, означает, что любые НПО:

составляют только годовую микрофинотчетность (так как согласно п. 2 Порядка № 419** для них отчетный период — год; а вот квартальную не составляют);

подают такую годовую микрофинотчетность: статистике — не позднее 28 февраля (п. 5 Порядка № 419) и налоговикам — вместе с Отчетом НПО в 60-дневный срок (пп. 46.2, 133.4.7, 49.18.3 НКУ).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

** Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419.

Полная ФО — по желанию. Впрочем, Минфин напомним, что у НПО есть право выбора. И неприбыльщики могут самостоятельно определять целесообразность составления полной финансовой отчетности. Поэтому НПО могут по желанию применять НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и составлять по общим правилам полную финансовую отчетность. Так как такая возможность предусмотрена п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1 (ср. ).

Позиция фискалов. Что ж, надеемся, что такие разъяснения профильного ведомства, наконец, услышат и фискалы! Поскольку раньше у налоговиков на этот счет была своя позиция. Фискалы такие финотчетные нормы почему-то игнорировали, «делили» НПО на категории (крупные/средние/малые/микро) и требовали подавать соответственно: от микроНПО — микроФО (по ф. № 1-мс, № 2-мс), от малых НПО — малую ФО (по ф. № 1-м, № 2-м), а от всех остальных НПО — полную ФО (т. е. подавать с Отчетом НПО все 5 форм). Хотя законные основания для подобных требований отсутствовали, так как для всех НПО установлена микроФО (и только по желанию — полная ФО).

Правда, консультация налоговиков с такими выводами помещена в недействующие (действовала до 17.02.2023, см. БЗ 102.20.02). И новой на смену ей пока не появилось. Поэтому надеемся, что в новых разъяснениях фискалов таких противоречий больше не возникнет.