22.06.2023
Статьей 19 Закона № 875* для предприятий и физических лиц, которые используют наемный труд (далее — работодатели), установлен норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью. Однако кроме работодателей, в игру под названием «Норматив» играют центр занятости, Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью (далее — Фонд лиц с инвалидностью), Пенсионный фонд и Гоструда.
Рассмотрим, кто на каком этапе подключается и за что отвечает. Потому что, как показала нынешняя практика, найти крайнего работодателю бывает очень трудно.
Если коротко, то работодатели обязаны:
1) выделять и создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью в пределах норматива;
2) предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью, в порядке, установленном КМУ.
Это то, чего требует от работодателя ст. 18 Закона № 875.
Что касается норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, то он установлен в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава (далее — СКШР) за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве 1 рабочего места.
Работодатели самостоятельно рассчитывают норматив рабочих мест и осуществляют трудоустройство лиц с инвалидностью в счет этого норматива
Это прямо указано в ст. 19 Закона № 875.
То есть никто работодателю не доводит норматив. Он сам должен контролировать численность трудоустроенных им лиц и при необходимости выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью.
Обратите внимание: не обязательно, чтобы эти рабочие места имели идеальные условия труда. Они вполне могут быть с вредными и тяжелыми условиями труда, с особым характером труда, если это обусловлено спецификой хоздеятельности работодателя и отвечает его потребностям (см. постановление Восьмого апелляционного админсуда от 05.02.2019 по делу № 857/4431/18).
Внимание! Суды настаивают (см., например, постановление Верховного Суда от 11.05.2023 по делу № 520/1450/2020):
обязанность работодателя по созданию рабочих мест для лиц с инвалидностью не является тождественной поиску лиц с инвалидностью для трудоустройства
Таким поиском занимается государственная служба занятости. Откуда она узнает о желании работодателя трудоустроить лицо с инвалидностью? Работодатель должен предоставлять центру занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью, в порядке, установленном КМУ.
Итак, предлагаем вам ознакомиться с новым Порядком предоставления государственной службе занятости информации, необходимой для организации трудоустройства лиц с инвалидностью, который был утвержден постановлением КМУ от 02.06.2023 № 553 (далее — Порядок подачи информации) и заработал с 09.06.2023.
Работодатель со дня возникновения потребности в подборе работников с инвалидностью и/или с даты открытия вакансий, на которые возможно трудоустройство лиц с инвалидностью, информирует центр занятости. Как именно? Подает в центр занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лица с инвалидностью, по форме № 3-ПН (см. п. 6 Порядка подачи информации). Заметим, что эта форма утверждена приказом Минэкономики от 12.04.2022 № 827-22.
Следовательно, никаких новых форм для информирования о наличии свободных мест для трудоустройства лиц с инвалидностью КМУ не вводил. Работаем с имеющейся формой № 3-ПН. Для ее заполнения можно использовать Порядок подачи формы отчетности № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)», утвержденный приказом Минэкономики от 12.04.2022 № 827-22 и статью «Ищем работников по новой форме № 3-ПН» // «Налоги & бухучет», 2022, № 47.
Однако подавая эту форму, учтите следующие нюансы.
Форму № 3-ПН о наличии рабочих мест для трудоустройства именно лиц с инвалидностью подаете не в любой центр занятости, а в центр занятости по местонахождению работодателя. Это требование п. 2 Порядка подачи информации. Такая подача возможна:
— в электронной форме (с наложением или без наложения электронной подписи или печати, которые базируются на квалифицированных сертификатах открытых ключей)
или
— в бумажной форме.
В случае самостоятельного закрытия вакансии (вакансий) работодатель может сообщить об этом центру занятости, послав соответствующую информацию в электронной форме по официальному электронному адресу центра занятости (с наложением или без наложения электронной подписи или печати, которые базируются на квалифицированных сертификатах открытых ключей) или в бумажной форме.
Важный момент. Законодательство не устанавливает обязанность предприятий подавать форму № 3-ПН ежемесячно или с любой другой периодичностью. Достаточно подать форму № 3-ПН однократно и ожидать кандидатов на должности, которые были в ней заявлены.
А можно ли не информировать центр занятости о вакансии и искать самостоятельно лица с инвалидностью или с помощью агентства по подбору персонала?
Смотрите, за неподачу формы № 3-ПН ответственность не предусмотрена. Но принимая решение о неподаче, следует учесть один существенный нюанс.
Работодатель, который создал рабочие места для лиц с инвалидностью и своевременно, достоверно, в полном объеме проинформировал об этом центр занятости (то есть подал форму № 3-ПН), считается таким, который совершил все действия, необходимые для трудоустройства лиц с инвалидностью. На этом настаивают суды (см., например, постановления Верховного Суда от 08.03.2023 по делу № 320/2609/19 и от 15.06.2022 по делу № 520/2875/2020). Поэтому такой работодатель не должен нести ответственность за невыполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью, если фактически не трудоустроил лицо с инвалидностью по причинам, не зависящим от него: отсутствие лиц с инвалидностью, их отказ от трудоустройства к работодателю, бездеятельность центра занятости, который должен способствовать трудоустройству лиц с инвалидностью.
А вот если работодатель отказался от услуг центра занятости (не подал форму № 3-ПН), то все риски на нем. Трудоустроил — выполнил норматив — молодец. Не трудоустроил — не выполнил — уплати санкции за невыполнение.
Так, например, в постановлении от 11.05.2023 по делу № 520/1450/2020 Верховный Суд соглашается, что заключение работодателем с рекрутинговым агентством договоров о предоставлении услуг по подбору работников (в описании вакантных должностей указано о приоритетности трудоустройства лиц с инвалидностью), является свидетельством наличия вакансий. Однако поскольку работодатель не подавал форму № 3-ПН, то, по мнению суда, он не принял зависящие от него и предусмотренные ст. 18 Законом № 875 меры для недопущения правонарушения. В итоге, по делу, которое рассматривалось, Верховный Суд не поддержал работодателя и согласился с наличием основания для взыскания с него административно-хозяйственных санкций (далее — АХС) и пени.
С формой № 3-ПН и ролью центров занятости разобрались. Переходим к следующему игроку — Пенсионному фонду.
Какая роль в игре «Норматив» отведена Пенсионному фонду? Очень простая: «принял — передал». Так, Пенсионный фонд:
1) предоставляет Фонду лиц с инвалидностью информацию, необходимую для расчета норматива трудоустройства лиц с инвалидностью и возможных санкций. Такая информация предоставляется в электронном виде ежеквартально нарастающим итогом в разрезе месяцев и содержит актуальные на дату и время ее формирования сведения.
Форма, по которой подается эта информация, утверждена постановлением правления Пенсионного фонда от 10.03.2023 № 14-2 (ср. ). Среди прочего, в ней содержатся сведения о работодателях, их фонде оплаты труда, учетном количестве штатных работников в соответствующем месяце, СКШР и количестве лиц с инвалидностью в таком месяце.
Всю эту информацию ПФУ поставляют работодатели с помощью Объединенного отчета;
2) посылает работодателям через электронные кабинеты страхователя на портале ПФУ Расчеты сумм АХС, которые подлежат уплате в связи с невыполнением норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью за предыдущий год. Эти Расчеты ПФУ получает от Фонда лиц с инвалидностью.
По большому счету, это и все. Переходим к Фонду лиц с инвалидностью.
Фонд лиц с инвалидностью ежегодно до 10 марта:
1) анализирует информацию, полученную от ПФУ, и определяет в автоматизированном режиме работодателей, которые не выполнили в предыдущем году норматив рабочих мест;
2) создает расчеты АХС и передает их ПФУ для размещения в электронных кабинетах работодателей, которые не выполнили норматив, на портале ПФУ.
Уплатить эти АХС работодатели должны в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива.
Если работодатель не уплачивает санкцию добровольно, то Фонд лиц с инвалидностью может взыскать их в судебном порядке
Внимание! Если полученная от ПФУ информация содержит признаки нарушений законодательства о создании рабочих мест для лиц с инвалидностью, Фонд лиц с инвалидностью сообщает об этом Гоструда. Поступление такого сообщения является основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
В вопросах контроля за выполнением норматива рабочих мест и проверки предприятий в отношении выполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства лиц с инвалидностью, в частности путем его зачисления, Гоструда руководствуется Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 31.01.2007 № 70 (далее — Порядок контроля).
Внимание! Этот Порядок был подкорректирован постановлением КМУ «Некоторые вопросы организации трудоустройства лиц с инвалидностью» от 02.06.2023 № 553. В измененной редакции он действует с 09.06.2023.
Если говорить о внеплановых проверках, основанием для которых является информация, полученная от Фонда лиц с инвалидностью, то срок их проведения не превышает 10 рабочих дней, а в отношении субъектов хозяйствования, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, — 2 рабочих дней.
Перед началом проверки инспекторы Гоструда, которые пришли на проверку, обязаны:
1) предъявить направление и служебные удостоверения и предоставить копию направления;
2) внести запись в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) при наличии такого журнала у работодателя.
Какие документы может требовать Гоструда во время проверки информации о невыполнении норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью?
Их перечень приведен в п. 12 Порядка контроля. Он почти не подвергся изменениям. В общем случае это:
— штатное расписание;
— личные карточки, трудовые книжки (в случае наличия) или (новое!) сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Госреестра соцстрахования лиц с инвалидностью, которые находятся в трудовых отношениях с работодателем;
— (новое!) информация о спросе на рабочую силу (вакансии) (форма № 3-ПН);
— отчеты по труду (форма № 1-ПВ);
— копии документов, которые подтверждают инвалидность работников;
— приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, расторжении трудового договора, о командировке, об отпусках лиц с инвалидностью и т. п.;
— трудовые договоры (контракты), заключенные с лицами с инвалидностью (в случае их заключения в письменной форме);
— табель учета использования рабочего времени;
— расчетно-платежные ведомости работников и расчетно-платежные ведомости (сводные).
Кроме того, если пришли к неприбыльщику, попросят предоставить извлечение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.
Если проверяют хозяйственное объединение лиц с инвалидностью, попросят перечень предприятий, которые вошли в его состав, договоры, которые подтверждают размещение на таких предприятиях заказов на приобретение товаров (работ, услуг); платежные поручения по таким договорам, расчеты расходов на изготовление товаров (выполнение работ, предоставление услуг).
Если по результатам проверки установлен факт невыполнения работодателем норматива, Гоструда:
— принимает меры по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности. Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, ФЛП норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, влечет за собой наложение штрафа от 170 до 340 грн (ст. 1881 КУоАП);
— не позже 15 календарных дней после окончания проверки посылает копию акта проверки Фонду лиц с инвалидностью.
Заметим, что постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 на период военного положения установлен запрет на проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора. К таким мероприятиям относятся, в частности, и проверки Гоструда в отношении соблюдения законодательства о трудоустройстве лиц с инвалидностью.
Вместе с тем при наличии угрозы, которая имеет негативное влияние на права, законные интересы, жизни и здоровье человека, а также для выполнения международных обязательств Украины в течение периода военного положения разрешено осуществление внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) на основании решений центральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают формирование государственной политики в соответствующих сферах.