16.12.2024
Нововведение касается ФЛП на общей системе, которые осуществляют розничную торговлю горючим (кстати, аналогичный авансовый взнос введен и для юридических лиц — плательщиков налога на прибыль). При этом термины «розничная торговля горючим», «место розничной торговли горючим» употребляются в значениях, приведенных в Законе № 3817*. А термин горючее — в значении п.п. 14.1.1411 НКУ. См. по этому поводу также статью «Розничная торговля горючим и авансы по налогу на прибыль» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Уплачивать авансовые взносы по НДФЛ нужно
за каждое место розничной торговли горючим, информация о котором внесена в Единый реестр лицензиатов и мест оборота горючего по состоянию на первое число текущего месяца
Если субъект хозяйствования не осуществляет розничную торговлю горючим и одновременно у него отсутствуют места розничной торговли горючим, информация о которых подлежит внесению в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего, то авансовые взносы с розничной торговли горючим не уплачиваются (см. информационное письмо № 8/2024).
Размер авансового взноса является фиксированным и не зависит от результатов деятельности ФЛП (п.п. 177.5.11 НКУ).
Размер авансового взноса по НДФЛ с розничной торговли горючим
Вид горючего, которое реализуется на месте розничной торговли горючим | Размер авансового взноса |
Реализация исключительно сжиженного газа* | 30 тыс. грн ежемесячно за каждое место розничной торговли горючим |
Реализация нескольких видов топлива, но доля реализации сжиженного газа в литрах, приведенных к температуре 15 °C, в общем объеме реализованного в течение предыдущего месяца горючего представляет 50 % и больше | 45 тыс. грн ежемесячно за каждое место розничной торговли горючим |
В иных случаях | 60 тыс. грн ежемесячно за каждое место розничной торговли горючим |
* Сжиженным газом здесь следует считать пропан или смесь пропана с бутаном, сжиженный газ природный, другие газы по кодам согласно УКТ ВЭД 2711 11 00 00, 2711 12 11 00, 2711 12 19 00, 2711 12 91 00, 2711 12 93 00, 2711 12 94 00, 2711 12 97 00, 2711 13 10 00, 2711 13 30 00, 2711 13 91 00, 2711 13 97 00, 2711 14 00 00, 2711 19 00 00 и/или те, которые учитываются в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового по условному коду 2711 в литрах, приведенных к температуре 15 °C (п.п. 177.5.11 НКУ). |
Уплата должна осуществляться ежемесячно, не позже 20-го числа текущего месяца (п.п. 177.5.11 НКУ).
Первая уплата — за декабрь-2024 (п. 34 подразд. 1 разд. XX НКУ) не позже 20 декабря 2024 года
(см. информационное письмо № 8/2024). Впрочем, здесь есть и альтернативное мнение (см. «Розничная торговля горючим и авансы по налогу на прибыль» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101).
Стоит также обратить внимание на то, что
авансовые взносы по НДФЛ с розничной торговли горючим уплачиваются по коду бюджетной классификации КБК 11011500 «Авансовый взнос по налогу на доходы физических лиц, который уплачивается плательщиками налога, осуществляющими розничную торговлю горючим»
В соответствии с абз. 3 п. 177.10 НКУ
учет доходов и расходов от осуществления деятельности по розничной торговле горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим, ведется отдельно от учета доходов и расходов от осуществления прочих видов хозяйственной деятельности
При этом выполнять эту норму нужно с даты вступления в силу Закона № 4015, то есть с 01.12.2024.
Здесь является интересным вопрос «алко-табачных» доходов, полученных по адресу места розничной торговли горючим. Была ли это действительно запланированная норма или просто она ошибочно перекочевала из старого законопроекта, который, среди прочего, сначала предусматривал, что размер авансового взноса зависит от того, осуществляется ли в месте розничной торговли горючим дополнительно реализация алкогольных напитков и табачных изделий? Не понятно.
Но факт таков, что если ФЛП осуществляет какую-то другую деятельность, кроме деятельности по розничной торговли горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим, то такую деятельность он должен учитывать отдельно.
Мы это понимаем так, что:
— в одной Типовой форме, по которой осуществляется учет доходов и расходов физическими лицами — предпринимателями (далее — Типовая форма), ФЛП будет вести учет доходов и расходов от деятельности по розничной торговле горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим (при этом отдельно выводить в Типовой форме чистый доход от торговли горючим и отдельно чистый доход от «алко-табачной» торговли, считаем, не требуется, то есть учет ведется скопом);
— в другой Типовой форме ФЛП будет вести учет доходов и расходов от деятельности по производству и реализации собственной сельскохозяйственной продукции. Потому что такая деятельность также учитывается отдельно от остальной (абз. 2 п. 177.10 НКУ). Это, конечно, если у ФЛП есть такая деятельность;
— еще в одной Типовой форме ФЛП будет вести учет доходов и расходов от всей остальной деятельности.
Обратите внимание,
учет деятельности по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется НЕ по адресу места розничной торговли горючим, ведется в рамках учета остальной деятельности. И как-то его выделять в рамках этой остальной деятельности необходимости нет
Если кроме деятельности по розничной торговле горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим, у ФЛП есть еще прочая деятельность, то с этой прочай деятельности следует отдельно уплачивать авансовые взносы по НДФЛ и военному сбору (ВС) (п.п. 177.5.1 НКУ). Это, условно говоря, «обычные» авансовые взносы, которые традиционно уплачивают ФЛП на общей системе (см. по этому поводу, в частности, статью «НДФЛ/ВС-аванс ФЛП на общей: не забудьте уплатить!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 28, ср. ).
Получается, что такой ФЛП уплачивает две разновидности авансов:
— ежемесячные «горючие» авансы по НДФЛ;
— ежеквартальные «обычные» авансы по НДФЛ и ВС.
При этом, чтобы не было двойного налогообложения, в п.п. 177.5.1 НКУ предусмотрено, что база для «обычных» авансов (чистый доход за соответствующий квартал) берется без учета результатов деятельности по розничной торговле горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим.
То есть получается,
чтобы посчитать «обычный» аванс, ФЛП нужно взять сумму чистого дохода за соответствующий квартал из Типовой формы, которая ведется по прочей деятельности (в т. ч. из Типовой формы по деятельности по производству и реализации собственной сельскохозяйственной продукции)
Кстати, что касается правил уплаты «обычных» авансов, то они не изменились. Так же в течение года уплачиваются авансы за I, II, III кварталы года — до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября соответственно. А за IV квартал аванс не уплачивается. Единственное, когда будем уплачивать аванс по ВС за I квартал 2025 года, то ставку будем уже брать не 1,5 %, а 5 %.
Здесь есть интересный нюанс. Формально получается, что с чистого дохода от деятельности по розничной торговле горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим, «обычный» авансовый взнос именно по ВС уплачиваться не будет (будет уплачиваться только «горючий» авансовый взнос по НДФЛ). Потому что авансовый взнос по ВС уплачивается по тем же правилам, что и «обычные» авансы по НДФЛ. А база для них — чистый доход от прочей деятельности (обновленный п.п. 177.5.1 НКУ). То есть ВС с чистого дохода от такой деятельности будем уплачивать фактически по результатам годового декларирования.
Впрочем еще посмотрим, что скажут налоговики, потому что законодатель, кажется, вообще не учел ВС-специфику ФЛП на общей системе.
Если несколько упростить, то «горючие» авансы — это, типа, «входной билет». Меньше уплатить нельзя. Можно только доплатить по результатам года, если НДФЛ с фактического чистого дохода будет больше уплаченных «горючих» авансов. Если же наоборот результат торговли по году оказался слабеньким, то государство полученное уже не вернет.
Кстати, может кто-то еще помнит такое явление из далекого прошлого, как торговые патенты. Так вот, это хорошо забытое старое очень напоминает новые «горючие» авансы. Поэтому и подходы к решению противоречивых вопросов, очевидно, будут похожими.
Смотрите! Если возьмем ФЛП, исключительной деятельностью которого является деятельность по розничной торговле горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим, то все, в принципе, более-менее понятно.
В течение года он уплачивает «горючие» авансы по НДФЛ. Других предпринимательских доходов у него нет, поэтому и «обычных» авансов по НДФЛ и ВС нет. Заканчивается год. ФЛП в соответствующем приложении к декларации об имущественном положении и доходах (теперь это приложение Ф2) выводит итоговое обязательство по НДФЛ и ВС (исходя из годового чистого дохода). Дальше он уменьшает обязательство по НДФЛ на сумму уплаченных за месяцы этого года «горючих» авансов (абз. 2 п.п. 177.5.3 НКУ).
Если итоговое обязательство по НДФЛ (18 % от годового чистого дохода) больше суммы уплаченных за месяцы этого года «горючих» авансов, то разницу ФЛП должен доплатить в бюджет.
Если наоборот (авансов уплачено больше чем 18 % от годового чистого дохода), то
сумма превышения «сгорает» (не подлежит зачету в счет будущих платежей по НДФЛ и не подлежит возврату как излишне или ошибочно уплаченное налоговое обязательство) (абз. 4 и 5 п.п. 177.5.3 НКУ)
Обязательство по ВС по декларации ни с чем не засчитывается, то есть уплачивается отдельно.
Но как быть с 2024 годом? Потому что получается, что посреди года ФЛП уплачивал три «обычных» аванса по НДФЛ и ВС и один декабрьский «горючий» аванс по НДФЛ. Если годовое обязательство по НДФЛ (18 % от годового чистого дохода) больше, чем уплаченные посреди года «обычные» авансы по НДФЛ и «горючий» аванс по НДФЛ, то все понятно — проводим доплату. А если наоборот? В какой последовательности налоговики будут пускать уплаченные авансы в погашение годового обязательства по НДФЛ, чтобы определить, «сгорает» или не «сгорает» избыточная уплата?
Сложный вопрос. Следует ожидать изменений в форму декларации и разъяснений налоговиков, потому что ситуация с 2024 годом является неординарной (ведь часть года уплачивали авансы, которые не «сгорают», а за декабрь — такой аванс, который «сгорает»). Развязка может быть как либеральная, так и фискальная. При этом актуальным этот вопрос станет ближе к маю-2025 (когда дойдет дело до декларирования и уплаты НДФЛ с ВС за 2024 год).
Также вопросы вызывает ситуация, когда, кроме деятельности по розничной торговле горючим, по розничной торговле алкогольными напитками и/или табачными изделиями, которая осуществляется по адресу места розничной торговли горючим, осуществляется прочая деятельность. Можно ли будет на сумму уплаченных «горючих» авансовых взносов уменьшить не только налоговое обязательство по НДФЛ от деятельности по розничной торговле горючим, а «общую» сумму НДФЛ с учетом чистого дохода от прочих видов предпринимательской деятельности?
Если принять во внимание всю эту логику с отдельным учетом доходов и расходов, отдельной уплатой авансов (см. выше), то, скорее всего, зачет по НДФЛ по результатам прочей предпринимательской деятельности будет невозможен.
Но, опять-таки, здесь лучше не спешить с выводами.
Что-то утверждать можно будет только после того, как мы увидим изменения в декларацию об имущественном положении и доходах
Ведь именно алгоритм заполнения строк декларации / приложений к ней и будет содержать ответ на вопрос, который нас интересует.
Налоговики по этому вопросу пока что адекватных разъяснений не дают. В принципе, в информационном письме № 8/2024 есть некоторые разъяснения для юридических лиц, но они не являются показательными. И к ним также есть вопросы, ведь никто пока еще не знает, какой будет логика заполнения отчетности.