26.12.2024
Сначала — о новых терминах-дефинициях, которые связаны с лицензированием и добавятся с 2025 года. В частности, с 1 января следующего года появятся следующие термины: «Единый реестр лицензиатов по производству и обращению спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах», «Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего», «лицензиат», «лицензионное дело», «место розничной торговли», «предоставление лицензии», «орган лицензирования», «прекращение действия лицензии» (см. их соответственно в пп. 28, 29, 38, 39, 51, 53, 65, 74 ч. 1 ст. 1 Закона № 3817).
Сосредоточимся на интересных местах некоторых из терминов.
Единые реестры. Определения двух упомянутых «лицензионных» Единых реестров были и раньше, но теперь добавлено, что
эти два Единых реестра теперь — составляющие «информационно-коммуникационной системы». Значение и содержание этих реестров очень сильно выросли
Им посвящены в Законе № 3817 отдельные ст. 34 и 35 (соответственно), подробнее — ниже.
«Орган лицензирования». Органов лицензирования, как и раньше, два вида: центральный (далее — ЦО) и территориальные органы (далее — ТО) ГНСУ.
С 1 января 2025 года лицензии в розницу и «упрощенные» лицензии на хранение горючего должен выдавать в новом — автоматическом режиме именно ЦО (центральный орган ГНСУ)!
«Место розничной торговли». Этот новый термин пришел на замену старого термина «место торговли» из Закона № 481. О нем подробнее.
Новый термин явно построен на базе старого, но более широкий и имеет отличия. Если сопоставить эти похожие термины, то получается следующее.
Во-первых, в новом термине определено, что таким местом является:
— место реализации товаров (продукции), в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здания) по месту его фактического расположения, в котором проводятся расчетные операции,
или
— место реализации товаров (продукции), из которого осуществляется их отгрузка для дальнейшей доставки к конечным потребителям.
(Добавленный в новом термине текст мы выделили.)
Новая часть термина — о месте реализации, из которого осуществляется отгрузка товаров, — похоже, «заточена» под дистанционную торговлю (через интернет). В то же время, заметим, что именно на такое место (из которого отгружаются товары) должен быть зарегистрирован РРО/ПРРО и получена лицензия на розничную торговлю!
Кроме того, в случае торговли алкоголем формально закон требует и для такого места розничной торговли, из которого отгружаются товары, наличия торговой площади не менее 20 кв. метров!..
Во-вторых, по старому термину «место торговли» место реализации алкогольных напитков должно быть торговой площадью не менее 20 кв. метров. Исключение — только для пива. А
в термине «место розничной торговли» размер площади места реализации алконапитков не имеет значения уже для торговли не только пивом, но и сидром и перри (без добавления спирта), и/или сброженными напитками, полученными исключительно в результате естественного (натурального) брожения фруктовых, ягодных и фруктово-ягодных соков, с содержанием спирта не больше 8,5 % об. (без добавления спирта)
Конечно, эти требования о размерах площади не касаются случая, когда торгуют в розницу столовым вином: исключительно им или вместе с пивом, сидром, перри и т. п. Ведь на розничную торговлю столовым вином нормы Закона № 3817 также не распространяются.
Реестры «посерьезнели». Уже упомянутые выше Единый реестр лицензиатов по производству и обращению спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах (далее для удобства — Реестр АТ), Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего (далее — Реестр Г) — не новость. Ведь они существуют и действуют (действовали) еще по Закону № 481.
В то же время нормы Закона № 3817 уделяют вопросам, с ними связанным, намного больше внимания, значимость и наполненность этих Реестров серьезно выросла. И теперь им в Законе отдельно посвящены весьма емкие статьи, в которых многие нормы затрагивают и процедуры лицензирования. «Спирто-алко-табачно-ЖЭС-лицензионному» Реестру АТ посвящена ст. 34 Закона № 3817, «горючему» Реестру Г — ст. 35. Порядок ведения этих, значительно «модифицированных», новых-старых Реестров должен утвердить КМУ.
Теперь в эти Реестры должно вноситься (автоматически) намного больше разных сведений, чем в их старые аналоги (см. соответственно ч. 4 ст. 34 и ч. 4 ст. 35).
Смежные нормы. В нормах этих статей также затрагивается пакет вопросов, связанных с заявлениями о получении или прекращении действия соответствующих лицензий (форм заявлений, их подачи и т. п.), а также — о внесении изменений в сведения, которые содержатся в этих Реестрах. Как-то это непутево, ведь в Законе есть специальные статьи, которые регулируют порядок получения, прекращения лицензий, в которых дублируются эти вопросы. А вот вопросы о внесении изменений исключительно регулируют именно ст. 34 и 35 (читайте об этом ниже).
Свободный доступ. Здесь все выглядит слишком интересно! Ведь
ГНСУ должен обеспечить бесплатный свободный доступ к сведениям, которые содержатся в Реестре АТ и в Реестре Г
В отношении «горючего» Реестра! Свободный доступ к его сведениям, среди которых адреса производства/торговли/хранения горючего, вместимость резервуаров, емкостей и т. п. (см. ч. 19 ст. 35), во время войны выглядит ну как-то совсем... (грубое слово)! Прямо «на блюдечке» врагу — реальные координаты для ракетных ударов...
О целесообразности засвечивания данных производителей/производств спирта, биоэтанола тоже есть большие вопросы...
Извлечения, предоставление сведений, срок хранения. По желанию лицензиат может получить извлечение из Реестра АТ или Реестра Г. Извлечение предоставляется безвозмездно и безусловно (форму извлечения разрабатывает КМУ).
Сведения из обоих Реестров предоставляются также правоохранительным или другим государственным органам, органам местного самоуправления по их запросу в виде извлечения из указанного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса.
Сведения о лицензиях, срок действия которых истек, хранятся в Реестрах в течение 5 лет с даты прекращения действия или окончания срока действия лицензии с дальнейшей передачей на архивное хранение.
«Переходное» наполнение Реестров. ГНСУ в течение первого полугодия 2025 года должна обеспечить наполнение Реестра АТ и Реестра Г сведениями о лицензиях, выданных до 1 января 2025 года, и другими сведениями, которые должны содержаться в этих Реестрах.
Внимание! Хозсубъекты, которые имеют действующие лицензии с бессрочным сроком действия, предоставленные до 1 января 2025 года (такие лицензии по Закону № 481 выдавались только на производство!), с целью наполнения Реестра АТ и Реестра Г полной информацией о лицензиях, обязаны единоразово при уплате очередного платежа за эти лицензии, срок уплаты которого приходится на первый период начиная с 1 января 2025 года, указать в заявлении об уплате такого очередного платежа все сведения, определенные ч. 3 ст. 43 Закона № 3817, и приложить к такому заявлению документы (при необходимости), определенные ч. 4 и 5 ст. 43 данного Закона.
Что имелось в виду «приходится на первый период», нам не понятно. Поскольку речь идет о лицензиях на производство, за которые уплачивается один годовой платеж, то, по-видимому, имеется в виду весь 2025 год.
ГНСУ вносит указанные в таких заявлениях сведения в Реестр АТ и Реестр Г. Поэтому за первые полгода 2025-го за счет таких заявлений ГНСУ не сможет обеспечить Реестры «старыми сведениями», ведь уплачивать за «старые» лицензии (и подавать упомянутые заявления со сведениями и документами) производители будут и во второй половине 2025 года*...
* Ведь срок очередной уплаты считается от даты получения конкретной лицензии...
Всего в ст. 41 Закона № 3817 предусмотрено 24 вида разных лицензий. В таблице ниже мы приведем сгруппированную информацию о видах, стоимости и сроке действия лицензий, а также органе ГНС, который их «курирует».
Новое «лицензионное»
№ п/п | Вид лицензии | Стоимость (годовая) в МЗП* (в скобках — в грн в 2025 г.) | Какой орган предоставляет (и прекращает действие) |
1 — 9 | на право производства: спирта этилового; спиртовых дистиллятов; биоэтанола; алкогольных напитков; табачных изделий; табака; ЖЭС; горючего; на право ферментации табачного сырья | 0,15 (1200 грн) | ЦО |
10 | на право оптовой торговли спиртом этиловым | 85 (680 тыс. грн) | ТО |
11 | на право оптовой торговли спиртовыми дистиллятами | 85 (680 тыс. грн), для малых производств — 4,5 (36 тыс. грн) | ТО |
12 | на право оптовой торговли алкогольными напитками | 85 (680 тыс. грн), для малых производств — 4,5 (36 тыс. грн) | ТО |
13 | на право оптовой торговли сидром и перри (без добавления спирта) | 0,15 (1200 грн) | ТО |
14 | на право оптовой торговли табачными изделиями | 85 (680 тыс. грн) | ТО |
15 | на право оптовой торговли ЖЭС | 0,15 (1200 грн) | ТО |
16 | на право оптовой торговли горючим при наличии мест оптовой торговли горючим | 0,8 (3600 грн) | ТО |
17 | на право оптовой торговли горючим при отсутствии мест оптовой торговли горючим | 2 (16 тыс. грн) | ТО |
18 | на право розничной торговли алкогольными напитками | 1,5 — «Город» (12 тыс. грн) 0,08 — «Село» (640 грн) | ТО; в авторежиме — ЦО** |
19 | на право розничной торговли сидром и перри (без добавления спирта) | 0,15 (1200 грн) | ТО; в авторежиме — ЦО** |
20 | на право розничной торговли табачными изделиями | 0,35 — «Город» (2800 грн) 0,05 — «Село» (400 грн) | ТО; в авторежиме — ЦО** |
21 | на право розничной торговли ЖЭС | 0,35 — «Город» (2800 грн) 0,05 — «Село» (400 грн) | ТО; в авторежиме — ЦО** |
22 | на право розничной торговли горючим | 0,35 (2800 грн) | ТО |
23 | на право хранения горючего | 0,15 (1200 грн) | ТО |
24 | на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки | 0,1*** (800 грн) | ТО; в авторежиме — ЦО** |
* Размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, в котором осуществляется платеж (в скобках справочно указываем стоимость лицензий в грн в 2025 году). ** Прекращение этих лицензий, полученных в автоматическом режиме, осуществляют ТО. *** Эта лицензия является безвозмездной в случае хранения горючего в емкостях и/или потребительской таре (кроме потребительской тары, тары потребителя и возвратной тары (газовые баллоны) каждая объемом до 60 литров включительно) при условии, что вместимость каждой такой емкости не превышает 250 литров и общая вместимость таких емкостей и/или потребительской тары не превышает 500 литров включительно. | |||
Примечание. Ставки для лицензий на розничную торговлю алконапитками: «Город» — ставка за каждый отдельный РРО/ПРРО, который зарегистрирован по адресу места торговли, кроме территории сел и поселков, за исключением тех, которые находятся в пределах территории городов или которые расположены за пределами населенных пунктов — центров областей и г. Киева и г. Севастополя на расстоянии до 50 километров и которые имеют торговые залы площадью свыше 500 м2; «Село» — ставка за каждый отдельный РРО/ПРРО, который зарегистрированы по адресу места торговли на территории сел и поселков (кроме территории сел и поселков, которые находятся в пределах территории городов или которые расположены за пределами населенных пунктов — административных центров областей и г. Киева и г. Севастополя на расстоянии до 50 километров и которые имеют торговые залы площадью свыше 500 м2). Аналогичным способом («Город» и «Село») разделены ставки для лицензий на розничную торговлю табачными изделиями и ЖЭС. Только они применяются за место торговли целиком (а не по количеству РРО/ПРРО в месте торговли). |
Несколько важных моментов.
1. Все лицензии выдаются бессрочно! Но плата за них установлена за год и взимается преимущественно за год.
Исключение: лицензии на право розничной торговли алконапитками, табачными изделиями, ЖЭС — годовая плата за них взимается ежеквартально равными частями! Поэтому если пожелаете платить ежеквартально, то разделите годовую стоимость на 4.
2. Первый платеж всегда осуществляется до получения лицензии.
3. Почти все виды лицензий предоставляются отдельно на каждое место осуществления соответствующего вида хоздеятельности*.
* В случае, если производство упомянутых товаров или ферментация табачного сырья осуществляются на территории единого (целостного) имущественного комплекса, расположенного больше чем по одному адресу, местом осуществления деятельности является такой единый (целостный) имущественный комплекс.
Исключение: лицензии на право оптовой торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, алкогольными напитками, табачными изделиями, ЖЭС, на право оптовой торговли горючим при отсутствии мест оптовой торговли — одна лицензия (отдельно на каждый вид хоздеятельности) предоставляется по местонахождению заявителя.
Стоимость официально. Прибавим также, что по нормам ст. 49 Закона № 3817, которая заработала уже в 2024 году: до 1 января отчетного года ГНС размещает на своем официальном веб-сайте информацию о стоимости лицензий на право осуществления соответствующих видов хоздеятельности на отчетный год/квартал, рассчитанную с учетом МЗП, установленной законом на 1 января отчетного года.
ГНС в г. Киеве уже справилась. Поэтому можете проверить за 2025 год наши цифры «в грн».
Старые лицензии. Прежде чем перейдем к новым лицензионным правилам, напомним, что согласно п. 3 разд. ХІІІ Закона № 3817 лицензии на право осуществления соответствующего вида (видов) хоздеятельности, выданные до 1 января 2025 года в соответствии с Законом № 481, считаются действующими и подтверждают право на осуществление такой хоздеятельности до завершения срока, на который они были выданы (для лицензий, выданных на определенный срок), или до дня прекращения их действия в порядке, определенном Законом № 3817. Однако все дальнейшие действия, связанные с этими лицензиями (изменение сведений, нюансы уплаты, прекращение и т. п.) должны подчиняться нормам Закона № 3817.
Право на получение лицензии. Разные требования, которые предоставляют право на получение лицензий, определены в ст. 42 Закона № 3917.
Получить лицензию можно только при условии регистрации или постановки на учет хозсубъекта в налоговых органах, подачи им сведений об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, через которые будет осуществляться соответствующий вид лицензионной деятельности (по форме № 20-ОПП), и прохождения электронной идентификации онлайн в электронном кабинете и осуществления переписки с ГНС через электронный кабинет в соответствии с принятым ГНС заявлением о желании получать документы через электронный кабинет*!
* «Заявление о желании получать документ через Электронный кабинет» (J/F 1391602) можно заполнить в режиме «Введение отчетности» электронного кабинета и подать его в налоговый орган по ссылке.
Лицензии на право производства спирта этилового, биоэтанола, горючего предоставляются только юридическим лицам, другие виды лицензий — всем хозсубъектам.
О разных специфических требованиях (наличии материально-технической базы и т. п.), которые преимущественно касаются права на получение лицензий на производство, см. в упомянутой ст. 42.
Подача заявления. Для получения лицензии хозсубъект подает в определенный орган лицензирования заявление о получении лицензии на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности в бумажной или электронной форме**. В ст. 43 Закона № 3817 найдете подробные инструкции по заполнению и подаче заявления и соответствующих документов.
** На заявление, которое подается в электронной форме, налагаются квалифицированная электронная подпись и квалифицированная электронная печать (при наличии) заявителя (ч. 6 ст. 34 и ч. 6 ст. 35 Закона № 3817).
Сведения, которые должны быть в заявлении, приведены в ч. 3 ст. 43 Закона № 3817. Изучите их внимательно, чтобы вам не отказывали в приеме заявлений. В частности, обратите внимание, в каком формате должны указываться адреса (п. 4 ч. 3 ст. 43).
Формы заявлений о получении лицензии, а также о внесении изменений в сведения, которые содержатся в Едином реестре.., и о прекращении действия лицензии и порядке их заполнения утверждаются КМУ (ч. 7 ст. 34 и ч. 7 ст. 35)
Пока что об их утверждении информации нет.
В нормах этой же ст. 43 найдете, какие именно документы обязательно должны прилагаться к заявлениям на соответствующие виды лицензий!
Решение. Соответствующий орган лицензирования (ЦО или ТО) обязан принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в следующие сроки:
1) не позже 20 рабочих дней со дня получения от заявителя заявления о получении лицензии на право производства спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков (кроме малых производств: дистиллятов, винодельной продукции или пива), табачных изделий, ЖЭС, горючего, на право выращивания табака, на право ферментации табачного сырья, на право оптовой торговли горючим при наличии мест оптовой торговли, розничной торговли горючим, хранения горючего;
2) не позже 10 рабочих дней со дня получения заявления о получении лицензии на право производства алкогольных напитков (для малых производств дистиллятов, винодельной продукции или пива), на право оптовой или розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, ЖЭС, на право оптовой торговли горючим при отсутствии мест оптовой торговли горючим, на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки.
Не позже следующего рабочего дня за днем принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии орган лицензирования:
— вносит сведения о предоставлении лицензии в соответствующий Реестр (АТ или Г) и направляет заявителю извлечение из этого Реестра в электронной форме
или
— направляет заявителю решение об отказе в предоставлении лицензии в электронной форме с указанием основания для отказа.
В случае непредоставления органом лицензирования в течение этого срока заявителю извлечения из Реестра или решения об отказе, на следующий рабочий день после истечения указанного срока у органа лицензирования возникает безусловная обязанность внести сведения о предоставленной лицензии в соответствующий Реестр, без принятия решения о предоставлении лицензии
Поживем — увидим, будет ли работать эта норма на практике...
Право на осуществление вида хоздеятельности заявитель приобретает со дня внесения органом лицензирования сведений о предоставленной лицензии в Реестр АТ или Г или со дня, следующего за днем возникновения безусловной обязанности внесения органом лицензирования таких сведений.
За нарушение срока принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии должностные лица органов лицензирования несут ответственность, установленную законом за нарушение требований законодательства в сфере предоставления административных услуг. Статья 16627 КУоАП предусматривает админштраф от 200 до 400 ннмдг. Но веселит то, что админпротокол по этому нарушению составляют органы Нацполиции (а решение принимает суд)...
Также в ст. 43 содержится нормы: о возможности административного (в порядке НКУ) или судебного обжалования действий служебных лиц органов лицензирования* и о возмещении убытков за причиненный решениями, действиями или бездеятельностью органов лицензирования (их должностными лицами) ущерб. Верим... ☺
* Решение ТО можно обжаловать в административном и судебном порядке, ЦО — только в судебном.
Сведения, которые должно содержать в себе решение о предоставлении лицензии, приведены в ст. 44 Закона № 3817 (ср. ).
Отказ в предоставлении. В ч. 1 ст. 45 Закона № 3817 содержится 13 пунктов — оснований для отказа в предоставлении лицензии. Обратите внимание, что там, среди прочих, есть: подача заявления не по установленной форме или с нарушением порядка его подачи; неуведомление налоговиков об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением (то есть — по форме № 20-ОПП); неподача или подача не в полном объеме вместе с заявлением копий документов, определенных данным Законом; подписание заявления лицом, которое не имеет на это полномочий; заявитель на дату подачи заявления не прошел электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете или не осуществляет переписку с контролирующим органом через электронный кабинет, или контролирующим органом принято заявление об отказе получать документы через электронный кабинет (подробнее все причины отказа — см. в ч. 1 ст. 45). О сведениях, которые должно содержать «отказное» решение, сроках вступления его в силу и (внимание!) о деталях обжалования такого решения см. в других нормах ст. 45 Закона № 3817.
Виды лицензий. Как вы могли уже увидеть в таблице, в автоматическом режиме должны предоставляться лицензии на право розничной торговли:
— алкогольными напитками;
— сидром и перри (без добавления спирта);
— табачными изделиями;
— ЖЭС.
А также — лицензии на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки.
Условия для «автомата». Порядок «автоматического» предоставления таких лицензий определяет ст. 47 Закона № 3817. В ч. 1 этой статьи изложено
семь условий для предоставления лицензий в автоматическом режиме. Кроме упомянутых электронной идентификации хозсубъекта онлайн в электронном кабинете и уведомления об объектах по форме № 20-ОПП, там есть — отсутствие долга по акцизному налогу и по уплате штрафов, примененных в соответствии с данным Законом, отсутствие факта прекращения действия лицензии на такой вид хоздеятельности по решению ГНС в течение последних 12 месяцев*, ненахождение под санкциями и т. п.
* Зачем в п. 4 и п. 7 ч. 1 статьи 47 изложены два похожих условия, нам остается только догадываться...
Заявление (составление, подача). Для получения лицензии в автоматическом режиме заявление подается в ЦО через Единый государственный веб-портал электронных услуг или в электронной форме в порядке, установленном ст. 42 НКУ. Фискалы разъяснили, что заявление можно подать через меню «Переписка с ГНС» частной части электронного кабинета (БЗ 113.04). С заявлением на выдачу соответствующей лицензии подается документ, который подтверждает уплату квартальной (годовой) суммы за такую лицензию. Таким документом теперь должно быть заявление о внесении соответствующего платежа за лицензию (в которой указывается код классификации доходов бюджета, сумма внесенного платежа, номер и дата платежной инструкции, которая подтверждает оплату).
Обратите внимание на то, какие сведения должно содержать заявление! Они подробно расписаны в ч. 3 ст. 47.
Результаты (лицензия, отказ, обжалование). Эти сведения (информация) заявления должны подробно обрабатываться/проверяться программным обеспечением ЦО не позже следующего рабочего дня за днем получения заявления. По результату этой обработки/проверки: предоставляется в автоматическом режиме лицензия (вносятся сведения в соответствующий Реестр и направляется извлечение из него заявителю); или — отказ в предоставлении лицензии (или отказ в предоставлении в автоматическом режиме и применяется процедура предоставления лицензии в общем порядке).
Уведомление об отказе формируется и посылается заявителю в автоматическом режиме с указанием основания для отказа.
Основания для отказа, изложенные в ч. 7 ст. 47, по большей части аналогичны приведенным в ст. 45 (для получения в обычном порядке). Но есть и «оригинальные» — в частности несоответствие условиям, определенным для автоматического получения лицензии (см. выше).
В случае отказа заявитель может подать в ЦО новое заявление при условии устранения основания/оснований для отказа, указанных в уведомлении.
Обжаловать отказ в предоставлении лицензии в автоматическом режиме можно только в судебном порядке.
Об изменениях в реестрах, основаниях для прекращения лицензии, штрафах и других нюансах лицензирования с 2025 года — смотрите во второй части статьи («Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Часть IІ» // «Налоги & бухучет», № 104, 2024).