26.12.2024

Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Часть ІІ

Продолжаем обсуждать лицензионные изменения по Закону № 3817, которые ожидают нас с 1 января 2025 года. Начало см. в «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Часть І» // «Налоги & бухучет», 2024, № 104.

Изменение сведений

Не в лицензии, а в Реестры! Как мы уже упоминали в ч. І (см. «Лицензирование алкогольных/табачных/горючего с 2025 года. Часть І» // «Налоги & бухучет», 2024, № 104), вопросы в отношении внесения изменений сведений, которые предоставлялись при получении лицензий, изложены в статьях Закона, посвященных Реестрам АТ и Г, то есть: в ст. 34 и ст. 35 соответственно.

Если в Законе № 481 речь шла об изменении сведений, указанных в лицензии, то по Закону № 3817 речь уже идет об изменении сведений, внесенных в соответствующий Реестр

То есть в Законе № 3817 на первое место уже поставлены не лицензии, а два упомянутых Реестра (АТ и Г) и занесенные именно в них (а не в лицензии!) сведения. То есть случаев, когда придется вносить изменения, с 2025 года явно станет больше! К тому же такие случаи теперь четко указаны в Законе (о чем ниже).

Сроки и механизм. Поэтому дальше мы будем говорить об аналогичных требованиях, которые касаются внесения изменений в оба Реестра, а когда где-то будет возникать своя специфика, мы укажем об этом отдельно.

Итак, в случае если после получения лицензии у лицензиата состоялись изменения в сведениях, которые содержатся в соответствующем Реестре, лицензиат обязан в течение 30 календарных дней со дня наступления события, которое повлекло эти изменения, подать в орган лицензирования заявление о внесении изменений в сведения в таком Реестре.

Заявление по утвержденной КМУ форме (бумажной или электронной) подается в орган лицензирования, который принял решение о предоставлении такой лицензии (кроме случая изменения местонахождения лицензиата)

В случае изменения местонахождения лицензиата заявление о внесении изменений подается в орган лицензирования по новому местонахождению (для лицензий на право оптовой торговли горючим при наличии мест оптовой торговли горючим — в орган лицензирования по месту осуществления деятельности).

События, когда необходимы изменения. Заявление о внесении изменений в сведения, которые содержатся в соответствующем Реестре, подается в случае наступления следующих событий:

изменения наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества ФЛП;

изменения перечня кодов товаров (продукции), которые будут производиться, согласно УКТ ВЭД;

изменения перечня фискальных номеров РРО, ПРРО, КУРО и РК, имеющихся в месте торговли.

Кроме того!

В отношении изменения сведений в Реестре АТ еще и такие события:

изменение адреса/адресов места осуществления деятельности (для лицензий на право производства спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алконапитков, табачных изделий, ЖЭС, на право выращивания табака, на право ферментации табачного сырья);

изменение адреса/адресов места хранения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола (для лицензий на право производства спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алконапитков, для производства которых используются спирт этиловый и/или спиртовые дистилляты).

В отношении изменения сведений в Реестре Г также:

изменение перечня государственных номерных знаков спецтранспорта для перевозки баллонов со сжиженным углеводородным газом (для лицензии на право розничной торговли горючим — сжиженным углеводородным газом в баллонах);

изменение сведений о наличии и емкости стационарных резервуаров, емкостей и/или потребительской тары, которые используются для хранения горючего!

Когда не надо. Заявление о внесении изменений в сведения, которые содержатся в Реестрах, не подается в случае изменения названия области, района, населенного пункта, улицы, других объектов топонимики населенных пунктов в соответствии с законодательством или в связи с изменением кода по КАТЕТТГ!

После заявления. Орган лицензирования в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о внесении изменений в сведения, которые содержатся в соответствующем Реестре (АТ или Г):

вносит изменения в сведения, которые содержатся в Реестре, и направляет заявителю извлечение из Реестра в электронной форме

или

принимает решение об отказе во внесении таких изменений и направляет его лицензиату в электронной форме с указанием основания для такого отказа.

В случае непредоставления органом лицензирования в течение 5-дневного срока лицензиату извлечения из соответствующего Реестра или решения об отказе, на следующий рабочий день после истечения указанного срока у такого органа лицензирования возникает безусловная обязанность внести соответствующие изменения в сведения в Реестре и направить лицензиату извлечение из Реестра в электронной форме.

Прекращение действия лицензии

Итак, лицензия прекращается (как и раньше аннулировалась) или по заявлению лицензиата о прекращении действия лицензии, или при наличии у фискалов оснований, определенных в ч. 2 ст. 46 Закона № 3817.

Основания. В нормах Закона № 3817 (ст. 46)

значительно увеличилось (до 46!) количество пунктов — оснований для принятия фискалами решения о прекращении действия лицензии

Со вступлением в силу Закона (с 27.07.2024) формально «заработали» основания из пп. 22, 23 и 25 ч. 2 ст. 46. Но реально из них имело значение лишь основание из п. 22:

— факт реализации лицензиатом алконапитков, табачных изделий или ЖЭС без наклеенных марок акцизного налога (кроме случаев, предусмотренных законодательством, ВЭД-контрактом), установленный ГНС во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки. Ведь два остальных (из пп. 23 и 25) касаются обращения электронных акцизных марок, которые обязательными станут только с 2026 года... Этот нормативный «финт» мы так и не поняли, как и некоторые другие законодательные «выкрутасы», на которые Закон № 3817, к сожалению, богат... ☹

Некоторые из новых оснований. Конечно, мы не будем перечислять все основания (по желанию в ч. 2 ст. 46 просмотрите сами), а упомянем некоторые стандартные и экстраординарные.

В частности:

неуплата очередного платежа за лицензию;

отсутствие лицензиата по местонахождению и/или по месту осуществления деятельности, которые указаны в Реестре АТ или в Реестре Г;

незаконный отказ в допуске должностных лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки;

отказ в проведении инвентаризации ОС, ТМЦ, средств и т. п. во время проверки;

хранение и/или реализация неучтенного горючего, установленные во время проверки, если объем неучтенного горючего более чем на 5 % превышает объем обращения или остатков горючего (для сжиженного газаболее чем на 15 %) или более чем на 2 % объем соответствующего резервуара;

необорудование РРО спецтранспорта, из которого осуществляется розничная торговля баллонами со сжиженным газом, или факт отсутствия в Реестре Г сведений о государственных номерных знаках таких транспортных средств;

факт повторного (!) в течение 365 дней осуществления розничной торговли алконапитками, табачными изделиями, ЖЭС, горючим через РРО, ПРРО, сведения о которых не указаны в Реестре АТ или в Реестре Г*;

отсутствие в фискальной памяти РРО трех и больше фискальных кассовых чеков, которые подтверждают продажу подакцизных товаров в течение периода, который проверяется;

— целый ряд других, среди которых, конечно, — «новость сезона» (последний 46-й пункт ч. 2 ст. 46): неуплата хозсубъектом (юрлицом или ФЛП), который получил лицензию на право розничной торговли горючим, авансового взноса по налогу на прибыль / НДФЛ!

* Ну, хотя бы здесь немного стало мягче — нужен повторный такой факт в течение 365 дней.

Это последнее основание мы уже тщательным образом анализировали в материале «Розничная торговля горючим и авансы по налогу на прибыль» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101 (ср. ).

Принятие и вступление в силу. Решение о прекращении действия лицензии принимается:

1) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения ГНС соответствующих документов (в том числе решения суда) и/или выявления данных/сведений, которые являются основанием для прекращения согласно ч. 2 ст. 46;

2) в случае прекращения действия лицензии по результатам проверки ГНС — не раньше 11-го рабочего дня за днем направления хозсубъекту акта такой проверки;

3) в случае прекращения действия лицензии по заявлению хозсубъектане позже 20 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого заявления органом лицензирования.

Орган лицензирования (ЦО или ТО) не позже следующего рабочего дня за днем принятия решения о прекращении действия лицензии:

вносит сведения о прекращении в Реестр АТ или Реестр Г;

обнародует решение о прекращении действия лицензии на своем официальном веб-портале/субсайтах веб-портала ГНСУ;

направляет хозсубъекту решение о прекращении действия лицензии в электронной форме.

Решение о прекращении действия лицензии вступает в силу на второй рабочий день за днем направление его налогоплательщику

Обжалование. Новое заявление. Решение ТО можно обжаловать в административном и судебном порядке, ЦО — только в судебном.

В случае прекращения действия лицензии хозсубъект может подать новое заявление о получении лицензии после устранения нарушений, которые были основаниями для прекращения. Но есть исключения для лицензий на производство — там, возможно, придется ожидать полгода (подробнее см. в ч. 9 ст. 46).

Сроки уплаты, напоминания от налоговиков

Уплата и сообщение. Согласно ч. 1 ст. 54 Закона № 3817 уплата очередной годовой платы или ее ежеквартальной части за предоставленную лицензию должна осуществляться до начала каждого следующего годового/квартального периода.

В соответствии с ч. 7 ст. 72 Закона № 3817 контроль за уплатой годовой платы или ежеквартальной ее части за лицензию осуществляется органом лицензирования (ТО или ЦО).

О внесении очередного платежа за лицензию сообщается (заявлением) соответствующему органу лицензирования в бумажной или в электронной форме с указанием: кода классификации доходов бюджета, суммы внесенного платежа, номера и даты платежной инструкции, которая подтверждает внесение платы

Такой механизм сообщения об уплате действует уже с 27.07.2024. Ему посвящена консультация ГНС в БЗ 113.04. Там налоговики подтвердили возможность подачи такого заявления и в электронной форме, а также указали, что проставление отметки о внесении уплаты на оригинале лицензии теперь не предусмотрено!

Напоминание! Внимание! С 2025 года орган лицензирования должен автоматически формировать и направлять хозсубъекту в электронной форме уведомления о:

необходимости внесения очередного платежа за соответствующую лицензию — за 90, 75, 60, 45, 30 и 15 дней до наступления срока уплаты очередного платежа за такую лицензию;

дате, с которой будет прекращено действие лицензии в случае неуплаты очередного платежа за такую лицензию, — за 9 дней до наступления срока уплаты очередного платежа за соответствующую лицензию!

Поэтому теперь с этим будет строго: вовремя не уплатил — лицензию прекратят быстро!

«Переходные» оплаты. Такой интересный момент в отношении «переходных» уплат. Уплата за лицензию осуществляется в размере, который действует на дату платежа. До 01.01.2025 еще действуют старые (установленные в Законе № 481) размеры годовой платы за лицензию...

Уплата за следующий год (квартал) проводится до (!) соответствующей предельной даты. А эта дата рассчитывается от даты получения лицензии. То есть если эта дата выпадет раньше 2025-го, то вопросов не будет, но если эта дата наступит в 2025 году, а за лицензию уплачено в 2024 году по старому размеру, то не исключаем, что фискалы будут требовать доплату. Хотя в Законе вопросы изменения годовых ставок и «переходных» досрочных уплат не затрагиваются.

Единственное, что можем добавить: если уплатили очередной платеж за лицензию заблаговременно в 2024 году и подали (как сейчас нужно) заявление о такой уплате, то фискалы этот платеж зачтут / проведут по лицевому счету, и сказать, что уплаты не было, они не смогут. А будут требовать дальше доплату или нет, пока неизвестно...

Штрафы за «без лицензии»

За несвоевременную уплату очередного платежа за лицензию, как и раньше, штрафов-пени не предусмотрено — просто сразу ее действие прекратят и ковыряйтесь!

А штрафы, предусмотренные ч. 2 ст. 73 Закона № 3817 за безлицензионную деятельность, справочно приводим в таблице ниже.

Штрафы за безлицензионную деятельность

Вид деятельности, которая осуществлялась без наличия соответствующей лицензии

Размер штрафа*

№ пункта ч. 2 ст. 73

производство спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, выращивание табака, ферментация табачного сырья

200 % стоимости произведенной/выращенной продукции, не менее 15 МЗП (120 тыс. грн)

1

производство ЖЭС

200 % стоимости, не менее 3,5 МЗП

(28 тыс. грн)

4

оптовая торговля спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом без наличия соответствующей лицензии (кроме случаев, предусмотренных данным Законом)

200 % стоимости, не менее 3 МЗП

(24 тыс. грн)

12

оптовая или розничная торговля алкогольными напитками, табачными изделиями, ЖЭС

200 % стоимости, не менее 3 МЗП

(24 тыс. грн)

13

оптовая торговля табачным сырьем

200 % стоимости, не менее 3 МЗП

(24 тыс. грн)

14

производство горючего

165 МЗП

(1 млн 320 тыс. грн)

5

оптовая торговля горючим или хранение горючего (кроме хранения для собственных нужд)

85 МЗП

(680 тыс. грн)

15

розничная торговля горючим

45 МЗП

(360 тыс. грн)

22

хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки

36

за первое нарушение

4 МЗП (32 тыс. грн)

за второе нарушение

8 МЗП (64 тыс. грн)

за третье и последующие нарушения

85 МЗП (680 тыс. грн)

реализация или хранение горючего других хозсубъектов при наличии лицензии на хранение для собственных нужд

85 МЗП

(680 тыс. грн)

37

Бонус!

Штраф за розничную торговлю алконапитками, табачными изделиями, ЖЭС, горючим через РРО, ПРРО (КУРО), имеющиеся в месте торговли, сведения о которых отсутствуют в Реестре АТ или в Реестре Г

200 % стоимости товаров, реализованных через такой РРО, ПРРО (КУРО), не менее 8,5 МЗП

(68 тыс. грн)

23

* Размеры штрафов в грн для 2025 года приводим в скобках справочно (исходя из МЗП — 8000 грн).

Разное (специфическое)

Здесь — только о некоторых специфических нюансах для отдельных групп товаров. В действительности, их еще будет очень много... ☹

Производство алко. 1. На право производства алконапитков предоставляется единая лицензия с указанием всех кодов согласно УКТ ВЭД в зависимости от вида товаров (продукции), который будет производиться.

2. Производство алконапитков осуществляется субъектами хозяйствования, которые имеют лицензию на право производства алконапитков и полный технологический цикл производства соответствующих алкогольных напитков!

3. Производители алконапитков для осуществления оптовой и розничной торговли должны приобретать отдельные лицензии на эти виды деятельности (исключение — для оптовой торговли винами, изготовленными из собственных виноматериалов их производителями, и — виноматериалами хозсубъектами первичного виноделия — таким лицензия на «опт» не нужна).

Розница (в т. ч. через интернет). Розничная торговля алконапитками, в том числе через сеть «Интернет», может осуществляться хозсубъектами (в частности, их производителями) при наличии у них лицензии на право розничной торговли алконапитками.

Столовые вина. Как вы уже поняли, и с 2025 года для осуществления розничной торговли исключительно (!) столовыми винами приобретать лицензию на розничную торговлю алконапитками по Закону № 3817 так же не нужно (см. также БЗ 113.03). Но на оптовую — нужно!

«Кулинарный» алкоголь. Фискалы разъяснили, что лицензия на розничную торговлю алконапитками не нужна хозсубъекту, который осуществляет деятельность в ресторанном хозяйстве и использует алконапитки для производства фирменных блюд, кулинарных изделий или добавляет такие напитки в кофе, чай, шоколад. Но — при условии соблюдения технологических режимов производства такой продукции, определенных нормативной документацией!

И добавили, что при этом все места хранения алконапитков, которые используются в производстве такой продукции, должны быть внесены в Единый государственный реестр мест хранения (БЗ 113.03).

Розничная торговля табачными и ЖЭС. Розничная торговля табачными изделиями и/или (!) ЖЭС осуществляется при наличии у них одной из следующих лицензий: на право розничной торговли табачными изделиями, на право розничной торговли ЖЭС.

Хранение горючего. 1. Напомним, что кроме стандартных «бюджетников»/«госрезервщиков»/«нефте-/газодобывателей» и тех, кто хранит горючее исключительно для генераторов,

уже с 27.07.2024 можно не получать лицензию на право хранения горючего также и хозсубъектам, которые хранят горючее исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки в потребительской таре каждая объемом до 60 литров включительно

2. Субъект хозяйствования, который осуществляет производство биоэтанола, имеет право хранить бензин, предназначенный для денатурации спирта этилового обезвоженного, без получения лицензии на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки.

***

Пока все. Итак, ожидаем от КМУ соответствующих нормативов с формами и порядками. Плохо, что новые «лицензионные» нормы заработают с 1 января, а крайний срок для разработки нормативов КМУ установлен вплоть до 27.01.2025 (см. п. 7 разд. ХІІ Закона № 3817)!.. Поэтому если КМУ дотянет до последнего, то процесс предоставления/прекращения лицензий, внесения изменений и т. п. в январе может вынужденно «простаивать»...

О других нормах Закона № 3817, которые вступят в силу с 01.01.2025 (там новостей тоже достаточно), как и обещали, в ближайшее время напишем отдельно.

Выводы

  • Раньше речь шла об изменении сведений, указанных в лицензии, но по Закону № 3817 с 2025 года речь идет об изменении сведений, внесенных в соответствующий Реестр. С 2025 года таких случаев для изменений станет значительно больше!
  • Заявление о внесении изменений в сведения в Реестре по утвержденной КМУ форме (бумажной или электронной) подается в орган лицензирования в течение 30 календарных дней со дня события, которое повлекло изменения. На внесение изменений в Реестр (или решение об их отказе) ГНС имеет 5 рабочих дней со дня получения заявления.
  • В ст. 46 Закона № 3817 есть аж 46 (!) пунктов — оснований для принятия ГНС решения о прекращении (раньше это было аннулирование) действия лицензии. Среди них: неуплата очередного платежа за лицензию; неуплата хозсубъектом (юрлицом или ФЛП), который получил лицензию на право розничной торговли горючим, авансового взноса по налогу на прибыль / НДФЛ!
  • В случае прекращения действия лицензии хозсубъект может подать новое заявление о получении лицензии после устранения нарушений, которые были основаниями для прекращения. Но есть исключения для лицензий на производство, где можно и полгода ожидать...
  • Как и раньше, уплата очередной годовой платы (ее ежеквартальной части) за лицензию должна осуществляться до начала каждого следующего годового/квартального периода. О внесении платежа за лицензию сообщается (заявлением) в соответствующий орган лицензирования в бумажной или электронной форме.
  • С 2025 года ГНС должна автоматически и регулярно направлять лицензиатам электронные уведомления о необходимости внесения очередного платежа и о дате, с которой в случае неуплаты будет прекращено действие лицензии!
  • За несвоевременную уплату очередного платежа за лицензию штрафов-пени не предусмотрено — но теперь быстро прекратят действие лицензии! Размеры штрафов за деятельность без лицензии с 2025 года несколько увеличились.