11.01.2024
Национальная стратегия доходов на 2024 — 2030 годы — это не нормативный документ, а лишь план (дорожная карта), в котором определено:
— что Правительство желает «реформировать» в налоговой и таможенной системе;
— что нужно для этого сделать и
— в какие приблизительно сроки это должно быть сделано.
Следовательно, пока что
к информации, изложенной в Стратегии, следует относиться, как к очень приблизительному плану
«Реформы», которые в ней предусмотрены, еще будут обсуждаться, под них нет законопроектов, а следовательно, и неизвестно, что именно в конечном итоге будет воплощено в жизнь и когда именно это случится.
Но Стратегия, безусловно, интересная.
Главная цель Стратегии — усиление фискальной возможности Украины, адаптация налогового и таможенного законодательства к стандартам ЕС, а также создание стимулов для послевоенного восстановления и экономического роста.
Приведем короткий обзор наиболее интересных для субъектов хозяйствования изменений в налоговом и таможенном законодательстве, которые видит в будущем Правительство.
Доступ к банковской тайне. Стратегия предусматривает
предоставление налоговикам доступа к информации о движении средств на банковских счетах налогоплательщиков, а также счетах, открытых у небанковского предоставителя платежных услуг
Внедрение этих изменений запланировано в течение 2025 — 2027 лет.
Но,
как обещают, эти изменения будут введены только после того, как в информационных системах налоговиков будет деперсонифицированная информация о налогоплательщиках
Планируется, что информационные базы налоговиков не будут содержать информацию о персональных данных налогоплательщика, а в них будет лишь информация о налоговом номере плательщика. Персональные данные налогоплательщиков будут храниться в отдельной единой IT-системе, которая будет контролироваться Минфином, а налоговики будут иметь доступ к этой информации только в четко определенных законом случаях.
е-Аудит (подача плательщиками стандартного аудиторского файла SAF-T UA). Стандартный аудиторский файл SAF-T UA — это экспортированные данные из учетной программы плательщика, которые содержат информацию об оборотах по всем бухгалтерским счетам плательщика (наличии и состоянии активов, собственного капитала и обязательств, а также изменениях в финансово-хозяйственном состоянии налогоплательщика за определенный период).
В планах правительства — обязать в обязательном порядке подавать этот отчет всех крупных налогоплательщиков, а с 2027 года и всех плательщиков НДС
Теперь подача такого отчета (файла) является обязательной по запросу налоговиков во время документальной проверки крупных налогоплательщиков (п. 85.2 НКУ).
Одновременно для налоговиков планируется разработать IT-решения, которые бы помогали в автоматическом режиме прорабатывать информацию из этих отчетов.
Взыскание налогового долга. Планируются изменения, которые, по мнению Правительства, улучшат взыскание налогового долга. Для этого предлагается:
1) автоматизировать процедуру взыскания налогового долга. Переписка с плательщиком, которая касается сообщений о налоговом долге, будет осуществляться в электронном виде;
2) дифференцировать плательщиков, которые имеют налоговый долг. В первую очередь внимание будет обращаться на тех плательщиков, с которых может быть взыскан этот долг (которые имеют активы для его взыскания);
3) предоставить возможность взыскивать налоговый долг без решения суда — отмена административно-судебного механизма при осуществлении мероприятий по погашению налогового долга;
4) ввести бессрочное действие платежной инструкции (до полного погашения налогового долга);
5) увеличить сроки давности для взыскания налогового долга.
Но, как обещают, эти изменения должны заработать только после того, как в информационных системах налоговиков будет деперсонифицированная информация о налогоплательщиках.
Регистрация ФЛП. Интересным является то, что
планируется отменить институт регистрации ФЛП
Если физлицо желает стать предпринимателем, ему не нужно предоставлять соответствующее заявление госрегистратору — достаточно открыть счет в банке со статусом «для ведения предпринимательской деятельности». Закрытие этого счета будет одновременно означать прекращение предпринимательской деятельности. Но опять же, как планируется, эти изменения будут претворяться в жизнь после того, как будет проведена деперсонификация данных о плательщиках налогов в информационных базах налоговиков.
Администрирование акцизного налога. В планах Правительства сделать так, чтобы в автоматизированной системе контроля за обращением горючего и спирта этилового (СЭА РГСЭ) отражались данные о собственниках горючего.
Налоговые льготы. Планируется проведение инвентаризации льгот и отмена тех, которые противоречат законодательству ЕС по регулированию государственной помощи.
«Реформу» в упрощенной системе налогообложения для плательщиков ЕН группы 1 — 3
планируется ввести через год после того, как в информационных системах налоговиков будет проведена деперсонификация информации о налогоплательщиках. До этого будут действовать «старые» правила работы на упрощенке
А изменения планируются следующие.
Юридические лица. Правительство считает необходимым вообще
отменить возможность работать на ЕН юридическим лицам
Но планируется переходный трехлетний период, в течение которого ставка ЕН будет увеличиваться до 18 %, что будет побуждать юрлиц переходить на общую систему налогообложения. Опять же этот трехлетний «переходный» период начнется только после того, как будет внедрена «реформа» упрощенной системы налогообложения (то есть через год после того, как будет проведена деперсонификация информации о налогоплательщиках в базах налоговиков).
ФЛП. Группы 2 и 3 планируется объединить в одну группу. Объект налогообложения, как и раньше, — доход единоналожника. А вот ставки ЕН будут дифференцироваться от 3 % (для торговли) до 17 % (для сферы услуг). Для такой объединенной группы обязательным будет применение РРО.
НДС-регистрация плательщиков ЕН. Еще интересно то, что
всех плательщиков ЕН (в т. ч. и плательщиков группы 1) хотят обязать регистрироваться плательщиками НДС при достижении порога обязательной регистрации плательщиками НДС (сейчас этот порог, напомним, 1 млн)
Другие ограничения. Кроме того, планируется ограничить виды деятельности, которыми можно заниматься на упрощенной системе налогообложения, а также исключить возможность ведения хозяйственной деятельности без обязанности осуществлять учет и документально подтверждать происхождение товаров, которые находятся в реализации.
Правительство считает целесообразным
вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов
Кроме того, планируется:
— замена минимального необлагаемого налогом дохода на предоставление персональной социальной помощи лицам с низким уровнем дохода;
— пересмотр льгот по НДФЛ.
Что касается распространенной информации о том, что поступления на карту будут облагаться по ставке НДФЛ 18 %, то об этом в Стратегии прямо речь не идет. Сказано лишь, что «все доходы физических лиц, полученные вне пределов предпринимательской деятельности, кроме тех, которые прямо предусмотрены Налоговым кодексом Украины, будут подлежать обложению по общей ставке налога на доходы». При этом стоит помнить, что это будет работать параллельно с нормой, которая будет предоставлять право налоговикам получать доступ к банковской информации о движении средств на счетах плательщика (а введено это будет только после проведения деперсонификации информации о налогоплательщиках в базах налоговиков).
Правительство сомневается в эффективности/целесообразности введенных специальных «льготных» налоговых режимов (в частности, и Дія Сіті). Но об их отмене пока что речь не идет.
Из интересного — в планах введение мгновенной амортизации (то есть возможность сразу включить в расходы всю стоимость приобретенного основного средства). Правда, планируется установить перечень активов, в отношении которых возможна будет такая мгновенная амортизация (по большей части, но не исключительно это будет касаться производственных машин и оборудования).
Здесь планируется привести в соответствие нормы НКУ с требованиями Директивы Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года «Об общей системе налога на добавленную стоимость». В частности:
— планируется пересмотр (отмена большинства) НДС-льгот;
— гармонизация НДС-ставок в соответствии с Директивой ЕС. Базовая ставка НДС — не менее 15 %. А вот что касается льготных ставок (напомним, сейчас их три — 0 %, 7 % и 14 %), то в соответствии с Директивой ЕС их может быть не больше двух — одна льготная ставка, которая должна быть не менее 5 % и, как исключение, одна льготная ставка может быть меньше 5 %.
Кроме того, как мы отмечали выше, Правительство желает обязать регистрироваться плательщиками НДС в случае достижения порога обязательной регистрации и плательщиков единого налога (в т. ч. и первой группы).
Основная цель —
повысить ставки акциза до уровня европейских
Также правительство рассматривает возможность введения новых акцизов, в том числе на сладкие напитки с сахаром (в течение 2027 года).
Кроме того, планируется определение ставки налога на табачные изделия в евро (по плану это должно состояться в течение 2024 — 2029 лет).
Планируется пересмотреть модель налогообложения выбросов двуокиси углерода. Рассматривается изучение возможности перехода от обложения экологическим налогом фактических объемов выбросов двуокиси углерода к налогообложению объемов добычи (импорта) ископаемого топлива (нефть, газ, уголь и т. п.) в зависимости от содержания двуокиси углерода.
В планах Правительства:
— разработать законодательные изменения по ограничению времени, в течение которого скважина может считаться новой в целях обложения рентной платой за пользование недрами для добычи газа природного;
— проанализировать, каким должно быть налогообложение добывающих отраслей в соответствии с потребностями послевоенного восстановления страны.
Правительство желает перейти на модель налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из их оценочной стоимости. В «желаниях» правительства сделать так, чтобы в Госреестр недвижимого имущества была перенесена и информация из бумажных носителей о зарегистрированных до 1 января 2013 года правах собственности на имущество.