11.11.2024
Все инвентаризационные вопросы регулирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее — Положение № 879).
В соответствии с п. 1 разд. ІІ этого Положения для проведения инвентаризации на предприятии создают инвентаризационную комиссию. Состав такой комиссии утверждается распорядительным документом руководителя предприятия. В нее включают:
— представителей аппарата управления предприятия;
— представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, предпринимателя, осуществляющего ведение бухучета на предприятии на договорных началах);
— опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).
По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут также входить члены ревизионной комиссии хозобщества.
Возглавляет инвентаризационную комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем предприятия.
Если бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель субъекта хозяйствования, он возглавляет инвентаризационную комиссию самостоятельно
На предприятиях с большим объемом инвентаризационных работ, с которым одна комиссия справиться не может, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства создают рабочие инвентаризационные комиссии. В их состав также должны входить представители аппарата управления, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет. Кроме того, в состав таких комиссий могут быть включены члены инвентаризационной комиссии (п.п. 2.2 разд. ІІ Положения № 879).
Обратите внимание! Материально ответственные лица не могут входить в состав рабочих инвентаризационных комиссий для проверки активов, которые находятся у них на ответственном хранении.
Председателя и состав рабочих инвентаризационных комиссий распорядительным документом утверждает руководитель предприятия. При этом учтите, что запрещено назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника два года подряд (п.п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879).
Функции инвентаризационной и рабочих инвентаризационных комиссий прописаны в п.п. 2.5 разд. ІІ Положения № 879. О том, какие обязанности возлагаются на каждую из них, вы можете узнать из таблицы ниже.
Функции инвентаризационной и рабочих инвентаризационных комиссий
Инвентаризационная комиссия | Рабочая инвентаризационная комиссия |
1. Организует проведение инвентаризаций. 2. Осуществляет инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий. 3. Осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия. 4. Проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений о зачетах пересортицы ценностей во всех местах их хранения. 5. Проводит повторную инвентаризацию при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях по решению руководителя предприятия. 6. Рассматривает причины обнаруженных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету вследствие пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе | 1. Осуществляет инвентаризацию активов в местах хранения и производства. 2. Вместе с бухгалтерской службой принимает участие в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков вследствие пересортицы, а также по списанию недостач в пределах норм естественной убыли. 3. Оформляет протокол с указанием в нем информации, необходимой при составлении протокола инвентаризационной комиссии |
Как было указано выше, председателя и членов инвентаризационной комиссии и рабочих инвентаризационных комиссий назначают соответствующим приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Как он может выглядеть, см. ниже.
Как требует абзац пятый п. 1 разд. ІІ Положения № 879, инвентаризация должна проводиться полным составом инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссии. Вместе с тем бывают ситуации, когда один или несколько членов комиссии отсутствуют. Причиной такого отсутствия могут быть болезнь, отпуск, командировка, переезд в связи с боевыми действиями в другой город или страну, переход на дистанционную работу и т. п. Как быть в таких случаях?
Начнем с дистанционной работы. В трудовом договоре члена инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссии имеет смысл указать, что он будет сочетать выполнение дистанционной работы с работой на рабочем месте в помещении или на территории работодателя. Следует прописать особенности (время и/или условия) такого сочетания. Например, можно указать, что в период проведения инвентаризации работник выполняет работу в помещении работодателя и на него распространяются правила внутреннего трудового распорядка. Такую возможность дают ч. 6 ст. 602 КЗоТ и п. 5 Типовой формы трудового договора о дистанционной работе, утвержденной приказом Минэкономики от 05.05.2021 № 913-21.
Но, конечно, этот вариант возможен, если работник находится в одном населенном пункте с предприятием-работодателем или может оперативно туда прибыть.
А что делать, если член инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссии физически не может прибыть на предприятие для проведения инвентаризации? Например, в связи с продолжительной болезнью, длительным «военным» отпуском за свой счет, выездом за пределы Украины и т. п.
В таких случаях члена инвентаризационной комиссии нужно заменить. Об этом говорилось в письме Минфина от 15.12.2003 № 31-04200-30-23/19. Для этого приказом руководителя предприятия отсутствующего работника исключают из состава комиссии, а вместо него вводят другого работника, который может участвовать в инвентаризации. И уже новая комиссия в полном составе проведет инвентаризацию.
Если же известно, что член комиссии будет отсутствовать непродолжительное время (например, в связи с краткосрочным отпуском или командировкой), то можно перенести сроки начала инвентаризации или приостановить ее (если она уже началась).
Как быть, если на предприятии, кроме директора, нет других работников, которые могли бы участвовать в инвентаризации? Например, все работают дистанционно в других населенных пунктах, находятся в длительных отпусках или вообще уволились. Может ли директор самостоятельно провести инвентаризацию?
Минфин в письме от 27.05.2014 № 31-08410-07-29/12918 допускал такую возможность, если согласно штатному расписанию директор является единственным работником. Для этого предлагалось соответствующим распорядительным документом руководителя предприятия утвердить состав инвентаризационной комиссии из одного лица. Другим выходом в сложившейся ситуации является включение в состав комиссии специалистов, привлеченных по гражданско-правовому договору. Например, работников аудиторской фирмы.
На наш взгляд,
для проведения инвентаризации лучше привлечь независимых специалистов по гражданско-правовому договору
Дело в том, что самостоятельное проведение инвентаризации руководителем предприятия, который является единственным работником, противоречит требованию п.п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879. Согласно указанной норме материально ответственные лица не могут входить в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении. Директор как единственный работник является материально ответственным за все активы предприятия. Из этого следует, что входить в состав инвентаризационной комиссии и проверять сам себя он не может.
Рекомендуем привлекать независимых специалистов и в ситуации, когда, кроме руководителя, на предприятии есть и другие работники, которые в силу разных причин не могут явиться для проведения инвентаризации. Это придаст инвентаризационной процедуре больший вес. Но даже в этом случае существует риск того, что при выявлении недостачи материально ответственный работник, отсутствовавший при проведении инвентаризации, может отказаться признавать ее результаты. Если же материально ответственным лицом является директор, присутствующий при инвентаризации, проблем с этим не будет.