22.12.2025

Обязательная НДС-регистрация ФЛП на ЕН: что уже видно в законопроекте

После публичных заявлений и общих ориентиров появился следующий, значительно более важный этап — текст законопроекта, которым предлагается реализовать договоренности об обязательной НДС-регистрации ФЛП на ЕН. Это уже не концепция и не «намерения», а конкретные нормы, которые позволяют понять логику будущих изменений. Ниже — что подтвердилось, что не подтвердилось, и немножко деталей, которые помогут правильно понять ситуацию.

Мы уже рассматривали эту тему раньше (см. статьи «НДС-регистрация ФЛП на едином налоге: о чем договорились с МВФ?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 97 и «Обязательная НДС-регистрация ФЛП: ориентир 2027» // «Налоги & бухучет», 2025, № 99). Но возвращаемся опять, поскольку наконец появился сам законопроект, из которого некоторые идеи становятся понятнее. Поэтому можно перейти от предположений к деталям будущих правил.

Дата старта: 01.01.2027 — без сюрпризов

Первое и, по-видимому, самое важное:

дата вступления в силу изменений — 1 января 2027 года

То есть в 2025 — 2026 годах правила не изменяются. Никакого «внезапного» НДС в середине 2026 года не планируется.

Как и обещал Минфин, в 2026 году будут продолжаться «доработка изменений, публичное обсуждение и подготовка бизнеса».

НДС — для всех групп ЕН, включая группу 1

Здесь имеем неожиданность. Потому что сначала заявлялось, что ФЛП группы 1 ЕН трогать не будут. Впрочем законопроект пошел четко по сценарию Национальной стратегии доходов до 2030 года:

обязательная НДС-регистрация будет распространяться на все без исключения группы/ставки ЕН (в т. ч. на ЕН группы 3 ставка 5 %, группы 2 и 1)

То есть с 01.01.2027 ни одна группа/ставка ЕН при превышении (!) порога НДС-регистрации (о котором далее) не будет иметь «иммунитета» от регистрации плательщиком НДС. Это касается как ФЛП, так и юрлиц.

Порог НДС-регистрации: 1 млн грн

Ключевой элемент — порог обязательной НДС-регистрации, превышение которого, собственно, будет обязывать единоналожника пройти регистрацию плательщиком НДС.

Согласно законопроекту — это 1 млн грн

В принципе, это не удивительно с той точки зрения, что другого порога сейчас просто не существует. Поэтому логично, что привязка именно к текущему 1 млн грн из п. 181.1 НКУ.

Странно, что текущие 1 млн грн в п. 181.1 НКУ так давно не пересматривался. И та же Нацстратегия доходов фактически говорит о необходимости его повышения.

Поэтому сохранение порога именно на уровне 1 млн грноткрытый вопрос и очевидный кандидат для дальнейших дискуссий (было бы хорошо, если бы этот порог существенно увеличили).

Как считают 1 млн грн: ключевой и опасный момент

Очень важный нюанс, который точно станет источником ошибок.

1 млн грн — это не годовой ЕН-доход

Потому что 1 млн грн считается:

1) за последние 12 календарных месяцев назад, а не за предыдущий календарный год. На старте изменений 01.01.2027 — это действительно будет календарный 2026 год (12 месяцев 2026 года). Но в дальнейшем это будет «01.02.2026 — 31.01.2027», «01.03.2026 — 28.02.2027» и т. п. То есть всегда следует мониторить последние (!) 12 календарных месяцев, а не предыдущий календарный год;

2) по НДС-правилам, а не единоналожным правилам. То есть по первому событию (отгрузка или оплата), а не только по факту поступления средств (как ЕН-доход). То есть вполне возможна ситуация, когда ЕН-доход менее 1 млн грн, но порог НДС-регистрации уже превышен (потому что ФЛП уже отгрузил товар, подписал акт работ/услуг, оплата за которые еще не поступала, то есть ЕН-дохода еще нет). Больше деталей о пороге НДС-регистрации найдете в статье «Порог обязательной НДС-регистрации — 1 млн грн» // «Налоги & бухучет», 2024, № 29.

Кто и что должен делать при превышении 1 млн грн

Логика, заложенная в законопроекте, такова:

если ФЛП на ЕН группы 1, 2 или 3 ставка 5 % за последние 12 месяцев превысил 1 млн грн → он обязан зарегистрироваться плательщиком НДС

То есть должен подать заявление на НДС-регистрацию в стандартный для обязательной регистрации срок (не позже 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций).

При этом:

— плательщики групп 1 и 2 ЕН продолжают и в дальнейшем находиться в группах 1 и 2 (и уплачивать тот же ЕН на старых условиях). Но они становятся обычными плательщиками НДС;

— плательщики группы 3 ставка 5 % одновременно с получением статуса плательщика НДС изменяют ставку ЕН с 5 % на 3 %.

Судьба группы 3 ЕН со ставкой 5 %

По замыслу законопроекта, группа 3 ЕН со ставкой 5 % сохраняется только для тех, кто не превысил порог НДС-регистрации 1 млн грн (и это касается как ФЛП, так и юрлиц). То есть

фактически ставка ЕН 5 % будет существовать только для домиллионных оборотов

НДС = более сложный учет (даже для групп 1 и 2)

Как только ФЛП на ЕН (в т. ч. групп 1 или 2) становится плательщиком НДС, он автоматически переходит на другой уровень учета.

В частности:

— появляется обязанность вести учет доходов и расходов по типовой форме (аналогично к ФЛП группы 3 ставка 3 %);

теряется право не вести учет товарных запасов, если ФЛП до этого имел такое право (ведь плательщикам ЕН с НДС освобождение согласно п. 12 ст. 3 Закона об РРО не предоставляется).

Это еще не финал

Важно правильно воспринимать обнародованный текст:

— это не окончательная версия;

— впереди — доработка, правки, обсуждения;

— в 2026 году могут появиться дополнительные детали или корректировки (в т. ч. в отношении порога, переходных правил, исключений).

Но общий вектор уже очевиден.

При этом важно, что законодатель пока что не прибегает к более радикальным изменениям упрощенки, заявленным в Национальной стратегии доходов до 2030 года.

Выводы

  • Обязательную НДС-регистрацию для ФЛП на едином налоге планируют ввести с 2027 года и распространить на все группы ЕН, включая группу 1.
  • Теперь сохранен действующий порог НДС-регистрации в 1 млн грн, который определяется по НДС-правилам.
  • Превышение 1 млн грн будет означать необходимость НДС-регистрации, а для группы 3 также переход со ставки 5 % на 3 %.
  • Не исключаем дополнительные уточнения или корректировки проекта, в частности в отношении порога, переходных правил и возможных исключений.