07.07.2025

Правила составления и подачи админжалобы

Для обжалования решения налоговиков плательщик налога должен подать в контролирующий органу жалобу. Жалобу на решение контролеров следует оформлять не как угодно, а с соблюдением определенных правил. О том, что это за правила и каковы последствия оформления жалобы с игнорированием этих правил, мы и поговорим дальше.

Формат подачи жалобы

Чтобы плательщик налога мог обжаловать решение налоговиков в админпорядке, он должен подать жалобу в контролирующий орган. С общими правилами админобжалования можно ознакомиться в статье «Административное обжалование решений налоговиков» // «Налоги & бухучет», 2025, № 54. А теперь мы будем рассматривать правила составления жалобы. Причем внимание уделим правилам составления на все решения фискалов, кроме решений по разблокировке НН/РК и снятия рисковости с плательщика НДС. Подробно о жалобе на эти решения читайте в статье «Админобжалование решений о блокировке НН/РК и рисковости плательщика НДС» // «Налоги & бухучет», 2025, № 54.

Начнем с того, что общие требования к составлению жалобы на решение налоговиков содержатся в разд. IV Порядка № 916*.

* Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и другими лицами и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденный приказом Минфина от 21.10.2015 № 916.

В соответствии с п. 1 этого раздела Порядка № 916 жалобу на решение налоговиков можно подать:

в письменной форме, то есть оформить на бумаге. Подают таким образом оформленную жалобу или самостоятельно / через уполномоченного представителя через канцелярию, или направляя ее по почте;

в электронной форме. В этом случае такую жалобу следует послать налоговикам через меню «Листування з ДПС» частной части Электронного кабинета (БЗ 127.01).

Реквизиты жалобы

Не важно, в какой форме налогоплательщик решил направить жалобу на решение налоговиков, такая жалоба обязательно должна содержать информацию, которая приведена в п. 1 разд. IV Порядка № 916.