12.06.2025

Отсутствуют документы на перевозку товара: куда списать оплату?

Предприятие уплатило за доставку товара, но ТТН и договор перевозки не получило. Поскольку нет документов на перевозку, то, учитывая позицию налоговиков, принято решение не отражать расходы по услугам перевозки. Как в таком случае быть с незакрытой дебиторской задолженностью по уплаченным услугам перевозки?

В первую очередь обратим внимание, что все же нужно требовать от контрагента (грузоотправителя) составления ТТН. Ведь отсутствие ТТН влечет за собой целый ряд негативных последствий. Кратко напомним, каких именно.

Последствия отсутствия ТТН

Потеря права на расходы по услугам перевозки. Если доставка груза осуществляется автомобильным транспортом, то «первоочередным» документом в подтверждение выполнения договора перевозки (и, соответственно, документом, на основании которого отражаются расходы по услугам перевозки) является товарно-транспортная накладная (ТТН) (см., в частности, статью «Оформляем ТТН: мне не нужна твоя работа, лишь бы я видел, как ты мучаешься» // «Налоги & бухучет», 2022, № 70).

Так, в соответствии со ёенного транспортными кодексами (уставами)).

Как отмечают налоговики в своих разъяснениях (в частности, в категории 102.02 БЗ), без ТТН предприятие не может учесть стоимость услуг перевозки в составе расходов. Следовательно, без наличия ТТН плательщик не может увеличить на сумму таких расходов первоначальную стоимость приобретенных активов.