29.05.2025

Продал вещи через Интернет и получил письмо от налоговиков: что делать?

Гражданам приходят письма, в которых налоговики требуют объяснений относительно денег, (якобы) полученных от предпринимательской деятельности. А в некоторых случаях сразу приглашают для подписания протоколов об админправонарушениях. Сведения о продажах контролеры получают от небанковских предоставителей платежных услуг. Откуда возникла эта проблема? Как действовать в случае, когда вы получили такое письмо «счастья»? Поговорим о рисках и дадим практические советы.

Какие письма приходят продавцам от налоговой?

Сейчас наблюдаем два варианта писем от налоговиков:

1) запрос о получении информации. То есть это письмо, составленное в порядке п. 73.3 НКУ, в котором фискалы требуют объяснить, что за деньги получил плательщик. Также просят предоставить, как правило, банковскую выписку и другие подтверждающие документы (по сути, подтвердить, что плательщик занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации). В названии документа будет фигурировать слово «запрос»;

2) уведомление о приглашении плательщика налогов, сборов, платежей или его представителей в контролирующий орган (далее коротко — уведомление о приглашении подписать протокол). Этот документ составляется по форме, утвержденной приказом Минфина от 18.07.2017 № 644.

Почему налоговая направляет письма онлайн-продавцам?

Запросы с требованиями предоставить разъяснения и уведомление о приглашении подписать протокол — это результат контроля за операциями по получению средств через небанковских предоставителей платежных услуг. В частности, с 01.03.2025 налоговики получают информацию о таких операциях из фискальных чеков, где значится Ф. И. О. и налоговый номер продавца товара через Интернет.