03.11.2025

Недостачи по результатам инвентаризации: как показать в учете

В процессе инвентаризации может быть обнаружено, что фактически имеющееся количество активов меньше, чем показывают данные бухучета. В таком случае возникает недостача. Разберемся с тем, как привести учет в соответствие с результатами инвентаризации и что делать с обнаруженной недостачей.

Если во время инвентаризации обнаружены недостачи активов, в первую очередь нужно убедиться, что это не бухгалтерская ошибка — например, актив уже выбыл, но его не списали с баланса.

В протоколе инвентаризационной комиссии фиксируются только уже реальные недостачи, не связанные с ошибками в учете. Именно такие случаи («реальные недостачи») и рассмотрим дальше.

Стоит обратить внимание: отдельно надо выделить ситуацию с инвентаризацией имущества, которое уничтожено вследствие войны. Об этой ситуации подробнее см. в статье «Инвентаризация и учет имущества, уничтоженного врагом» // «Налоги & бухучет», 2024, № 91.

Учет недостач, обнаруженных во время инвентаризации

Для наглядности информацию представим в таблице.

Отражение в учете недостач, обнаруженных в результате инвентаризации

Содержание операции

Бухучет

Комментарий

дебет

кредит

Реальные недостачи ОС (не связанные с бухучетными ошибками)

Инвентаризационная комиссия в протоколе должна зафиксировать, недостача каких объектов ОС установлена, их количество и стоимость, у какого МОЛ она обнаружена, и указать причину признания недостачи.