10.11.2025

Учет шин и аккумуляторов: спорные вопросы

У предприятий, использующих автомобили, такая, на первый взгляд, обычная операция, как замена шин/аккумуляторов, может вызывать учетные вопросы. Причем свое мнение на этот счет есть и у налоговиков…

Шины/аккумуляторы: МНМА или запасы?

Прежде всего, может смутить тот факт, что срок полезной эксплуатации шин/аккумуляторов обычно превышает 1 год. Может, их учитывать как МНМА?

Однако сомнения развеивает Инструкция № 291*, которой прямо предусмотрено, что на субсчете 207 «Запасные части» следует вести учет приобретенных запчастей, которые используются для замены изношенных частей транспортных средств, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте. Поэтому

автошины и аккумуляторы учитывают (как запчасти) на субсчете 207**

* Инструкция о применении Плана счетов бухучета.., утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 № 291.

** Правда, дорогостоящие аккумуляторы для электромобилей могут (при покомпонентном учете) учитываться отдельным объектом основных средств. Подробнее об этом см. «Электромобиль — не роскошь, а экологически чистый транспорт» // «Налоги & бухучет», 2019, № 103-104.

Как контролировать ресурс эксплуатации?

Шины/аккумуляторы после установки на автомобиль должны выработать свой ресурс. Для этого при их эксплуатации ориентируются на следующие документы: