Электромобиль — не роскошь, а экологически чистый транспорт

В избранном В избранное
Печать
Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2019/№ 103-104
Впрочем, в настоящее время вопрос об экологической чистоте электромобилей не такой уж бесспорный, ведь отработавшие свой срок аккумуляторы — это токсичные отходы, утилизация которых достаточно сложная. Тем не менее популярность электрокаров в стране неизменно растет, а значит, повышается интерес к порядку отражения такого авто в учете. В этой статье расскажем об основных фишках учета электромобиля на предприятии.

Не будем здесь обсуждать достоинства и недостатки электромобиля — это тема для других изданий. Отметим только, что его заправка обходится в 10 раз дешевле, чем заправка авто на жидком топливе. Кроме того, отказ от традиционного топлива значительно уменьшает затраты на обслуживание такого авто. При этом самым заметным недостатком электромобиля, конечно же, является его высокая цена, а уязвимым местом — аккумуляторная батарея (АКБ).

Итак, дальше информация для тех, кто все-таки сделал свой выбор в пользу электрокара.

«Электромобильные» льготы

Сразу скажем: речь пойдет об электрокарахтранспортных средствах, оснащенных исключительно электрическими двигателями (т. е. «гибридов» эти льготы не касаются).

НДС-льгота. Ее продлили до 31 декабря 2022 года (п. 64 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Напомним: освобождаются от обложения НДС операции (1) по ввозу на таможенную территорию Украины, а также (2) по поставке на таможенной территории Украины транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), указанных в подкатегории 8703 90 10 10 согласно УКТ ВЭД (в том числе произведенных в Украине).

Ввозная пошлина. При ввозе на таможенную территорию Украины электромобиля уплачивается ввозная пошлина согласно ч. 1 ст. 286 ТКУ. При этом ставка ввозной пошлины на такой электрокар (код 8703 90 10 10 согласно УКТ ВЭД) составляет 0 % от базы налогообложения (таможенной стоимости). В общем, таможенную пошлину платить не придется.

Акциз. А вот освобождение от акцизного налога действовало до 01.01.2019 г. (п. 19 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). После этой даты акцизный налог уплачивается в размере 1 евро за 1 киловатт•час емкости аккумулятора электрического транспортного средства (абзац десятый п.п. 215.3.51 НКУ).

Причем эта ставка является фиксированной и не зависит от того, новая машина или подержанная

Поскольку емкость современных батарей для электрокаров колеблется примерно от 20 до 100 кВт•ч, то сумма акциза с большинства электрокаров будет символической (максимум 100 евро).

Первоначальная стоимость

Общие правила. Электромобиль соответствует определению объекта основных средств (ОС) из п. 4 П(С)БУ 7 «Основные средства» и п.п. 14.1.138 НКУ (ср. 025069200). Зачисляется он на баланс предприятия по первоначальной стоимости (п. 7 П(С)БУ 7).

Первоначальная стоимость электромобиля в бухучете формируется в общем порядке на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств». Впоследствии, при вводе в эксплуатацию, она списывается в дебет субсчета 105 «Транспортные средства». В налоговом учете автомобили входят в состав группы 5 (п. 145.1 НКУ).

Состав первоначальной стоимости объекта ОС для бухучетных целей определен п. 8 П(С)БУ 7. При покупке авто имеют место специфические расходы, прямо не указанные в стандарте, но которые будут учитываться в первоначальной стоимости электрокара в периоде его приобретения. Напомним их (см. табл. 1).

Таблица 1. Расходы, включаемые в первоначальную стоимость электромобиля

№ п/п

Статья расходов

Комментарий

1

Платные услуги сервисных центров МВД

Эти расходы в обязательном порядке сопровождают регистрацию транспортного средства, а без такой регистрации эксплуатировать автомобиль нельзя

2

Стоимость услуг таможенного брокера (при импорте)

Считаем, эти услуги следует относить к прочим расходам, непосредственно связанным с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях

3

Пенсионный сбор

При покупке легкового автомобиля перед его регистрацией придется заплатить пенсионный сбор (пп. 12, 13, 14 Порядка № 1740*). Ставка пенсионного сбора составляет 3 — 5 % от стоимости легкового автомобиля

4

Акцизный налог (при импорте)

Освобождение от акцизного налога действовало до 01.01.2019 г. (п. 19 подразд. 5 разд. ХХ НКУ). После этой даты акцизный налог уплачивают. При перепродаже авто в Украине этот налог уже не платят

5

Невозмещенный входной НДС в части сопутствующих услуг**

НДС считается невозмещенным и включается в первоначальную стоимость только в том случае, когда электрокар планируется использовать в льготных, необъектных/нехозяйственных операциях. При этом на сумму входного НДС следует начислить компенсирующие НО

* Порядок уплаты сбора на обязательное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740.

** Импорт авто освобождается от НДС, но покупатель несет прочие расходы, включаемые в первоначальную стоимость с входным НДС, а также расходы, которые связаны с ввозом автомобиля, но в его таможенную стоимость не попали (ч. 11 ст. 58 ТКУ).

АКБ с авто или отдельно?

Варианты учета. Аккумулятор — самое слабое звено в электрокаре. Дело в том, что его стоимость составляет 50 — 60 % от стоимости всего электрокара, и если с ним что-либо произойдет, его ремонт, а тем более замена обойдутся в ощутимую копеечку.

В ряде случаев автопроизводители для новой АКБ гарантируют исправную работу в течение 5 — 8 лет с сохранением по окончании этого срока 70 — 80 % от первоначальной емкости.

Важно! Отжившие свой срок аккумуляторы представляют собой опасные отходы, которые подлежат обязательной утилизации. Кстати, нередко производители обязывают собственников электрокаров возвращать старую АКБ для ее последующей утилизации. Впрочем, этот вариант может оказаться вполне приемлемым для предприятия, поскольку производитель за изношенную батарею, как правило, предусматривает выплату компенсации.

Если предприятие планирует использовать авто в течение того же срока, что и срок службы его аккумулятора, то, думаем, целесообразно отражать электрокар в учете классическим методом — как единый механизм вместе с его дорогостоящей батареей.

Между тем, приобретая подержанный автомобиль, как правило, проверить состояние батареи покупателю крайне сложно. Нередко бывает так, что АКБ служит гораздо меньше желаемого срока, ну а приобретение новой, как мы уже сказали, — дело далеко не из дешевых. В таком случае, на наш взгляд, целесообразно учитывать АКБ как отдельный объект (компонент) ОС. Плюс такого метода в том, что расходы на его замену будут списываться планомерными частями через начисление амортизации. Правда, касается это больше малодоходников, которые финрезультат не корректируют на налоговые разницы. А вот у прочих прибыльщиков такие операции будут нивелироваться через налоговые разницы.

Итак, существует два варианта учета АКБ для электромобиля:

— классический вариант — учитываем АКБ в составе стоимости электрокара;

— компонентный учет — АКБ учитываем как отдельный объект ОС

Классический вариант. Электрокар вместе с АКБ учитываем как единый необоротный актив на субсчете 105 «Транспортные средства». В налоговом учете относим его к группе 5 ОС с минимальным сроком полезного использования 5 лет (п.п. 138.3.3 НКУ). Соответственно, плательщики, применяющие налоговые разницы, должны корректировать финрезультат на «амортизационные» разницы.

При замене аккумулятора электрокара, на наш взгляд, целесообразно действовать аналогично принципу частичной ликвидации ОС* (в части, приходящейся на стоимость списываемой АКБ). Так, например, п. 29 Методрекомендаций № 561** допускает замену отдельных важных компонентов (частей) ОС (двигателей и т. п.) отражать как замену объекта ОС, если срок полезного использования такой части отличается от срока полезного использования ОС, к которым относится этот компонент.

* Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 38, с. 26.

** Методические рекомендации по бухгалтерскому учету ОС, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 № 561.

Другими словами, при замене аккумулятора в учете нужно: (1) исключить из первоначальной стоимости объекта ОС ту часть стоимости, которая приходится на заменяемый АКБ, и (2) увеличить первоначальную стоимость объекта ОС на стоимость установленного нового АКБ (п. 14 П(С)БУ 7). Причем уменьшаем пропорционально, т. е. исходя из доли, которая приходится на замененную часть ОС. Кстати, если невозможно определить первоначальную стоимость заменяемой части, оценить ее можно в сумме расходов на ее замену (абзац второй п. 46 Методрекомендаций № 561).

Приведем пример замены аккумулятора при классическом учете объекта ОС (электрокар учитывается вместе с аккумулятором как единый объект).

Пример 1. У предприятия возникла необходимость заменить изношенный аккумулятор. Стоимость нового аккумулятора — 135000 грн. (без НДС). Старый аккумулятор передается для утилизации по цене 1000 грн. (без НДС). Первоначальная стоимость электрокара — 250000 грн., износ — 150000 грн.

Уменьшить их следует пропорционально, т. е. исходя из доли, которая приходится на замененную часть дефектного компонента (АКБ). Допустим, его доля составляет 52 % общей стоимости электрокара.

В таком случае остаточную стоимость уменьшаем на 52000 грн. ((250000 - 150000) х 52 %). Сумму накопленного износа уменьшаем на 78000 грн. (150000 х 52 %). Проводки покажем в табл. 2.

Таблица 2. Замена аккумулятора

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

сумма, грн.

1

Отражена частичная ликвидация объекта в части, приходящейся на стоимость старой АКБ

131

105

78000

976

105

52000

2

Приобретен аккумулятор

207

631

135000

3

Отражен НК по НДС при условии регистрации НН в ЕРНН

644/1

631

27000

641/НДС

644/1

27000

4

Установлен новый аккумулятор

152

207

135000

5

Увеличена первоначальная стоимость электрокара

105

152

135000

6

Оприходована старая батарея по цене чистой реализации

209

746

1000

Что касается «ликвидационных» разниц в налоговом учете, то при формальном подходе применять их не нужно. Ведь пп. 138.1 и 138.2 НКУ упоминают о разницах в случае ликвидации именно объекта ОС, а не его части. В то же время фискалы высказывают противоположную позицию и настаивают на применении «ликвидационных» разниц относительно остаточной стоимости ликвидированной части ОС (см. письмо ГФСУ от 11.12.2017 г. № 2926/6/99-99-15-02-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 9, с. 5). В общем, если спорить с налоговиками не хотите, то придется увеличить бухфинрезультат на бухгалтерскую остаточную стоимость ликвидированной части и уменьшить на налоговую остаточную стоимость этой же части объекта.

Компонентный учет. Если объект ОС состоит из частей, которые имеют разные сроки полезного использования, п. 4 П(С)БУ 7 позволяет (но не требует) учитывать каждую из них как отдельный объект (компонент) ОС. Как же выделить стоимость аккумулятора, если в договоре и спецификации она отдельно не выделена?

В п. 9 П(С)БУ 7 сказано, что первоначальная стоимость объектов ОС, обязательства по которым выделены общей суммой, определяется распределением этой суммы пропорционально справедливой стоимости отдельного объекта ОС. Для этого, к примеру, определяем рыночную стоимость, по которой можно продать аккумулятор и автомобиль отдельно, и согласно этой информации разделяем первоначальную стоимость двух объектов ОС. Но помните:

несмотря на то что аккумулятор признаем в бухучете отдельным объектом ОС, он остается всего лишь компонентом главного объекта ОС — автомобиля

Это значит, что такое разделение объектов — это всего лишь учетный маневр. Поэтому, на наш взгляд, относить аккумулятор следует к той же группе, в которой он мог числиться, если бы учитывался как единый объект, т. е. на субсчете 105. Соответственно, для целей налогового учета такой объект также будет учитываться в группе 5 с минимальным сроком полезного использования 5 лет.

Замена пришедшего в негодность аккумулятора (отдельного объекта (компонента) ОС) должна отражаться как списание (ликвидация) заменяемого объекта ОС и приобретение нового (аккумулятора). В налоговом учете прибыльщики, корректирующие финрезультат, применяют «ликвидационные» разницы в общем порядке (ст. 138 НКУ).

выводы

  • Операции по поставке транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями, освобождаются от обложения НДС при импорте таких электрокаров, а также при их поставке на территории Украины.
  • Учитывая значительную стоимость аккумулятора на электрокар, предприятие может в бухучете применять компонентный учет транспортного средства. То есть учитывать аккумулятор как отдельный объект ОС.
  • В налоговом учете электрокар относят к группе 5 ОС с минимальным сроком полезного использования 5 лет.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить