13.10.2025
В первую очередь уточним, что обеспечение (резерв) на выполнение гарантийных обязательств (под будущие расходы по гарантийному обслуживанию, гарантийному ремонту, гарантийной замене бракованного товара/продукции) нужно создавать независимо от того, чем предусмотрена гарантия — законодательством или условиями договора. Статус документа, который обязывает, здесь никакой роли не играет.
Однако формируют гарантийное обеспечение (как и любое другое) только тогда, когда соответствующее обязательство уже возникло. То есть после продажи гарантийного товара/продукции, передачи гарантийных работ. А вот если гарантийное обеспечение не создавалось в соответствующем периоде, это является учетной ошибкой (см. письмо Минфина от 22.04.2016 № 31-11410-06-5/11705).
Заодно согласно нормам п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» у микропредприятий и непредпринимательских обществ есть право выбора — создавать / не создавать обеспечения следующих расходов и платежей (и, в частности, на выполнение гарантийных обязательств). Свое решение такие предприятия должны закрепить в приказе об учетной политике. Подробнее об этом см. статью «Резервы и обеспечения: какие и когда нужно создавать?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 82.
Порядок расчета суммы гарантийного резерва ни НП(С)БУ 11 «Обязательства», ни любым другим нормативным документом не определен. Поэтому
методику расчета суммы гарантийного обеспечения предприятие разрабатывает самостоятельно и прописывает ее в учетной политике
(см. письмо Минфина от 22.04.2016 № 31-11410-06-5/11705).
На практике обычно размер обеспечения на выполнение гарантийных обязательств устанавливают в процентах к доходу от реализации продукции (товаров, работ). Здесь прошлым событием, которое создает обязательство, является сам факт продажи продукции (товаров, работ) с гарантией.