18.09.2025
Речь идет о:
— законопроекте № 14025 (проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно внедрения международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы, от 09.09.2025 № 14025);
— законопроекте № 14026 (проект Закона о внесении изменений в статью 50 Гражданского кодекса Украины относительно внедрения международного автоматического обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы, от 09.09.2025 № 14026).
Указанные законопроекты не являются альтернативными, а дополняют друг друга.
Все то же самое, что и в прошлый раз.
Глобальная идея. Привлечь к надлежащему налогообложению доходы физических лиц, которые не являются ни ФЛП, ни зарегистрированными «независимыми профессионалами», но зарабатывают какие-то средства с помощью цифровых платформ.
О какой деятельности физлиц идет речь | О каких цифровых платформах идет речь |
Любой из следующих видов деятельности физического лица через цифровую платформу за вознаграждение: а) предоставление в аренду недвижимого имущества, в том числе жилой и нежилой недвижимости, а также любого другого недвижимого имущества и парковочных мест; б) личные услуги (которые могут выполняться фактически или онлайн); в) продажа товаров; г) предоставление в аренду транспортных средств | Это те же маркетплейсы (например, Prom.ua), сервисы объявлений (OLX), платформы для аренды жилья (Airbnb, Booking), сервисы такси (Uber, Bolt) и другие онлайн-площадки, выступающие посредниками между продавцом / арендодателем / предоставителем личных услуг и покупателем/арендатором/заказчиком |
Еще раз. Это
не о ФЛП и не о зарегистрированных в налоговой «независимых профессионалах». Для них правила налогообложения не меняются! Даже если они осуществляют деятельность через цифровые платформы
Это об экономически активных физлицах, получающих доход без такой регистрации (!) — где-то законно (сдача в аренду, эпизодические продажи, продажа собственных б/у вещей и т. п., когда ФЛП-регистрация действительно не нужна), а где-то нет (осуществление именно предпринимательской деятельности без ФЛП-регистрации).
Реализация идеи. Посредством назначения операторов цифровых платформ налоговыми агентами таких физлиц. Именно они будут «стричь» НДФЛ и ВС с соответствующих доходов, подавать налоговикам соответствующую отчетность и т. п.
От самих же физлиц (которые зарабатывают через цифровые платформы) в большинстве случаев не будет требоваться даже подача отдельной декларации. Такой себе налоговый сервис — все сделает налоговый агент. Более того, для них предлагается ставка НДФЛ 5 % (в то время как базовая составляет 18 %) и отмена требования о необходимости ФЛП-регистрации.
Целевая аудитория — это физлица с доходами через цифровые платформы от условно 1 гривни (то есть минимума как такового нет) до (не более) 834 размеров минзарплаты в год (в 2026 году ≈ 7,2 млн грн). Без наемных работников. Без реализации подакцизных товаров (то есть товаров из ст. 215 НКУ). Не зарегистрированные как ФЛП / «независимые профессионалы».
При этом для незначительных заработков (не более ≈ 40 тыс. грн в год) именно от продажи товаров на этот раз правительство предусмотрело освобождение от налогообложения. Что является собственно нововведением (но об этом подробнее чуть позже)
Так вот, если ты по масштабам своей деятельности/заработка такой условно небольшой, то с тебя (твоих доходов) цифровая платформа будет удерживать НДФЛ по ставке 5 % и ВС по ставке 5 % (или, может, 1,5 %, если к тому времени уже отменят военное положение). И на этом с налогообложением все. То есть никакого тебе дополнительного налогового учета / учетных регистров. Никакого дополнительного декларирования. Никакой ФЛП-регистрации со всеми вытекающими последствиями и т. п.
Фактически все, что от тебя будет требоваться, это:
1) открыть в банке специальный текущий счет, сообщив банку о своем специальном статусе и дав согласие на раскрытие банковской тайны о движении средств на таком счете по запросу налоговиков;
2) сообщить цифровой платформе об этом счете;
3) осуществлять расчеты исключительно в денежной форме — в наличной или безналичной через этот счет.
Кстати,
если речь идет о продаже товаров не более 3 раз в год на общую сумму не более эквивалента 2000 евро, то для этих целей вообще подойдет обычный текущий счет в банке, открытый для собственных нужд, о котором следует сообщить цифровой платформе
Цифровая платформа как налоговый агент будет сама удерживать и уплачивать НДФЛ с ВС. Подобно тому, как это делает работодатель за наемного работника с причитающихся ему доходов. А если расчеты с продавцом осуществляются, например, наличными или без участия цифровой платформы, то продавцу, очевидно, придется перечислить НДФЛ с ВЗ цифровой платформе, а та их дальше уплатит в бюджет.
А если вообще не уведомить цифровую платформу о вышеупомянутых счетах? Не проблема. Но она все равно будет удерживать с дохода НДФЛ и ВС. При этом ставка НДФЛ уже будет не 5, а 18 %.
Во время предварительного обсуждения проекта критику вызвало требование уплачивать НДФЛ и ВС даже с доходов от мелких продаж. В новой редакции правительство учло эти замечания и прописало, что доход от продажи товаров (именно товаров, а не аренды или услуг), полученный через платформы, который не превышает 12 размеров прожиточного минимума, не облагается налогом. То есть, если исходить из плановых показателей на 2026 год (прожитминимум — 3328 грн),
доход от продажи товаров через цифровые платформы до ≈ 40 тыс. грн в год не будет облагаться НДФЛ и ВС
Но есть изюмина. Цифровая платформа будет удерживать с этих доходов НДФЛ и ВС по стандартным правилам. А физлицо уже будет возвращать удержанные НДФЛ и ВС из бюджета как переплату через подачу декларации об имущественном состоянии и доходах.
Как и ранее, предполагается, что процесс стартует с начала 2026 года. Впрочем, опять же, это если соответствующий закон на базе законопроекта будет проголосован. Поэтому следим за развитием событий.