25.06.2015

Условия оплаты труда работников заведений соцзащиты для «особенных» и «проблемных» детей: new-версия

Минсоцполитики «технично подвинуло» Минмолодежьспорта и утвердило собственную версию механизма оплаты труда для работников, осуществляющих трудовую деятельность в заведениях соцзащиты для «особенных/проблемных» детей и отдельных категорий граждан. Мы сравнили обе редакции. Есть ли повод для беспокойства? К счастью, на сей раз мы говорим «Нет!». Изменения в наличии, но они скорее уточняющие. Что конкретно поменялось? Об этом узнайте из статьи.

Обновленная версия: для кого и почему

Начнем с нормативной базы, о которой в общем-то и пойдет речь. А поговорим мы о приказе Минсоцполитики «Об условиях оплаты труда работников заведений социальной защиты детей и заведений социального обслуживания» от 18.05.2015 г. № 526 (далее — приказ № 526), пришедшем на смену приказу Минсемьимолодежьспорта от 15.03.2006 г. № 794 (далее — приказ № 794). Положения этих нормативных актов касаются одной и той же сети заведений, а именно:

— приютов для детей служб по делам детей;

— центров социально-психологической реабилитации детей;

— центров социально-психологической помощи;

— центров социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями;

— социальных общежитий для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства;

— социальных центров матери и ребенка;

— центров для ВИЧ-инфицированных детей и молодежи;

— центров ресоциализации наркозависимой молодежи.

Зачем понадобилось переутверждение? Скорее всего, это связано с распределением функциональных обязанностей между вышеуказанными министерствами. Ведь именно Минсоцполитики уполномочено утверждать нормативно-правовые акты в области оплаты и условий труда ( п.п. 5 п. 4 Положения о Министерстве социальной политики Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 389/2011). А вот приказ № 794 был утвержден Минсемьимолодежьспорта в одностороннем порядке. Есть и другое предположение — настало время привести приказ № 794 в соответствие с современными пертурбациями.

Что сказать о новоутвержденном приказе № 526? Он вступил в силу 19.06.2015 г. По сути, его структура имеет общую основу, присущую подобным документам, — надбавочно-доплатную часть + приложения со схемами тарифных разрядов для работников. Оно и понятно: вся нормативка в вопросе оплаты труда в бюджетной сфере отталкивается от единого для всех правительственного постановления*. Однако в приказе № 526 кроются и особенности, о которых стоит знать. Сфокусируем ваше внимание на них.

* Подразумеваем постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Модификации в надбавочно-доплатной части

Сразу отметим: в этой части приказ № 526 по сравнению с приказом № 794 содержит ряд отличий, но они не глобальные. Рассмотрим их.

Сфера распространения указана один раз. Приказ № 794 содержал большое количество точных расшифровок, на кого нацелено его действие. Разработчики новой версии условий отошли от этого. Так, полный перечень заведений соцзащиты приведен один раз (см. предыдущий раздел) и далее упоминается лаконично: заведения социальной защиты детей и заведения социального обслуживания.

Надбавки и доплаты — в рамках фонда оплаты труда и обязательные. В приказе № 526 все надбавки, доплаты и выплаты условно разделены на две категории. В п. 2 этого приказа расписаны надбавочно-доплатные выплаты, которые руководитель осуществляет в рамках фонда зарплаты, утвержденного сметой. В разгар отпускной поры подчеркнем, что в рамках приказа № 526 к этой категории отнесена и помощь на оздоровление. Однако в заведениях соцзащиты детей и заведениях соцобслуживания вполне могут трудиться представители профессий, для которых такая выплата является обязательной — медики, педработники. Узнайте больше о помощи на оздоровление из спецвыпуска «ОТ», 2015, № 12/1, с. 14.

В п. 3 приказа № 526 указаны надбавки и доплаты, являющиеся обязательными к выплате при наличии права на них. Указывает на такой статус отсутствие упоминания об их выплате в рамках зарплатного фонда. К ним, в частности, относятся: надбавка за почетное/спортивное звание, доплата за работу в ночное время, доплата за наличие научной степени.

Заместители руководителей структурных подразделений — без «замещающих» доплат. Напомним: доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей) и за расширение зоны обслуживания / увеличение объема выполняемых работы не положены руководящему звену. То есть они не выплачиваются руководителям заведений и их заместителям, руководителям структурных подразделений и их заместителям (см. «ОТ», 2013, № 18, с. 13). Отметим: заместители руководителей структурных подразделений уточнены в п.п. 2 п. 2 приказа № 526, а в аналогичной норме приказа № 794 они не фигурировали. Однако по общему правилу такие доплаты им не выплачивались и ранее.

Соответствие научной степени профилю деятельности руководителя — на плечах вышестоящего органа. Для начисления доплаты за наличие научной степени должно быть выполнено условие: профиль деятельности совпадает с научной степенью. Такое соответствие для работников определяет руководитель заведения. Как уточнено п.п. 2 п. 3 приказа № 526, для руководителей и их заместителей такое соответствие выявляет орган высшего уровня.

Условия оплаты труда для медработников и педработников — в отдельных документах. При начислении зарплаты отдельным работникам необходимо учитывать и нормы других нормативно-правовых актов. Речь идет о медицинских и педагогических работниках. При установлении им должностных окладов нужно ориентироваться на схемы тарифных разрядов, приведенные в приложениях к приказу № 526. В то же время следует учитывать и нюансы по начислению им зарплаты, описанные в других нормативных документах.

Такая особенность была и в эпоху приказа № 794. В нем она прослеживалась более отчетливо, нежели в п. 4 приказа № 526.

Указаны размеры окладов для работников 1 — 6-го тарифных разрядов. В п. 5 приказа № 526 приведены размеры окладов для указанных работников. А вот и зря, ведь конкретные размеры окладов для этих работников приводятся в постановлениях КМУ и периодически обновляются*. Так что повышения окладов работников этих разрядов неизбежно будут приводить к изменениям п. 5 приказа № 526. Тарифная сетка традиционно представлена в приложении 1 (теперь уже к постановлению № 526).

* См. размеры окладов, действующие в 2015 году, в «ОТ», 2015, № 3, с. 30.

Тарифные разряды в приложениях: два изменения

В приложениях к приказу № 526, в которых приведены размеры тарифных разрядов для отдельных работников, мы отметили два основных изменения (по сравнению с аналогичной частью приказа № 794).

Во-первых, в приложении 3 к приказу № 526 конкретизированы специальности врачей, привлекаемых к работе в заведениях соцзащиты детей и заведений соцобслуживания: педиатр, невропатолог, нарколог и психотерапевт. При этом размеры тарифных разрядов остались неизменными.

Во-вторых, в приложении 4 к приказу № 794 фигурировали тарифные разряды для специалиста по социальной работе. Однако аналогичное приложение к приказу № 526 такой должности уже не содержит. Что, на наш взгляд, странно, ведь они по-прежнему указаны в типовых штатных нормативах центров для ВИЧ-инфицированных детей и молодежи (утверждены приказом Минсемьимолодежьспорта от 08.09.2006 г. № 3075), а также центров ресоциализации наркозависимой молодежи (утверждены приказом Минсемьимолодежьспорта от 03.08.2010 г. № 2596). Что это — недоработка разработчика или умышленное молчание — надеемся вскоре узнать из разъяснений официальных лиц.

Таким образом, мы с вами убедились, что под громкой вывеской «новый приказ» не всегда скрываются закадровые интриги. Порой новоутвержденные приказы лишь обновляют своих предшественников, внося точечные коррективы. Это как нельзя лучше подтверждает «новоиспеченный» документ.