25.02.2016

Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения

Постановление от 17.07.2013 г. № 509

В соответствии с частью четвертой статьи 265 Кодекса законов о труде Украины и частью девятой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения» Кабинет Министров Украины постановляет:

Утвердить Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения (прилагается).

Премьер-министр Украины Н. Азаров

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509

Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения

1. Настоящий Порядок определяет механизм наложения на субъектов хозяйствования и работодателей штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, предусмотренных частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины и частями второй — седьмой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения» (далее — штрафы).

2. Штрафы налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями (далее — уполномоченные должностные лица).

Штрафы могут быть наложены на основании:

решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, выполнявшим работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации;

акта о выявлении при проверке субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа.

3. Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа (далее — дело).

4. Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о ее рассмотрении.

5. В случае поступления от субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого возбуждено дело, обоснованного ходатайства об отложении его рассмотрения, срок рассмотрения дела может быть продлен Главой Гоструда, его заместителями, но не более чем на 10 дней.

6. О рассмотрении дела Гоструда и ее территориальные органы в письменном виде уведомляют субъектов хозяйствования и работодателей не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения заказным письмом или телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения уведомления их представителям, о чем на копии уведомления, которая остается в Гоструда или ее территориальном органе, делается соответствующая отметка, удостоверенная подписью такого представителя.

7. Дело рассматривается при участии представителя субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого оно открыто. Дело может быть рассмотрено без участия такого представителя в случае, когда он поинформирован в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка и от него не поступило обоснованное ходатайство об отложении его рассмотрения.

8. Рассмотрение дела начинается с представления уполномоченного должностного лица, рассматривающего его. Указанное лицо разъясняет лицам, принимающим участие в рассмотрении дела, их права и обязанности. При рассмотрении дела заслушиваются лица, принимающие участие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и решается вопрос об удовлетворении ходатайства.

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо на основании акта, указанное в пункте 3 настоящего Порядка, принимает соответствующее решение.

Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, установленной Минсоцполитики, один из которых остается в Гоструда или ее территориальном органе, второй — отправляется в течение трех дней субъекту хозяйствования или работодателю, в отношении которого принято постановление, или выдается его представителю, о чем на нем делается соответствующая отметка, удостоверенная подписью такого представителя. В случае отправления экземпляра постановления по почте в материалах дела делается соответствующая отметка.

9. Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель уведомляет Гоструда или ее территориальный орган.

10. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

11. Не уплаченные в добровольном порядке штрафы взыскиваются:

в судебном порядке региональными центрами занятости на основании материалов дела, которые передаются им территориальными органами Гоструда (по штрафам, предусмотренным частями второй, пятой и шестой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения»);

в судебном порядке территориальными органами Гоструда (по штрафам, предусмотренным частями третьей, четвертой и седьмой статьи 53 указанного Закона);

органами государственной исполнительной службы (по штрафам, предусмотренным частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины).

Порядок взаимодействия территориальных органов Гоструда и региональных центров занятости определяется Минсоцполитики.

12. Гоструда и ее территориальные органы ведут учет дел, принятых по результатам их рассмотрения решений и сведений об уплаченных в добровольном порядке штрафах.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Финансовые санкции за нарушение трудового законодательства: изучаем Порядок наложения

Норма ст. 265 КЗоТ о повышенных размерах штрафов за нарушения законодательства о труде действует с 01.01.2015 г. До недавнего времени такие штрафы оставались всего лишь задекларированными в трудовом законодательстве. Почему? Главным образом это связано с предписанием ч. 4 ст. 265 КЗоТ: штрафы, указанные в ч. 2 этой статьи, налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями, начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями в порядке, установленном КМУ. Именно этого Порядка и не хватало для применения к работодателям штрафов за нарушение ими трудового законодательства.

Ситуация изменилась с 10.02.2016 г. С этой даты вступило в силу постановление КМУ от 03.02.2016 г. № 55 (далее — постановление № 55), которым и определен механизм наложения штрафов, прописанных в ч. 2 ст. 265 КЗоТ. Отметим: отдельного Порядка для этого нет. Дело в том, что постановлением № 55 внесены уточнения по поводу наложения штрафов за нарушение трудового законодательства в уже существующий правительственный порядок о наложении штрафов за нарушение законодательства о занятости.

То есть с 10.02.2016 г. для наложения штрафов, предусмотренных ч. 2 ст. 265 КЗоТ и ч. 2 — 7 ст. 53 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI, обращаются к единому нормативному документу — Порядку наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509 (с учетом изменений, внесенных постановлением № 55, далее — Порядок № 509). Теперь сосредоточимся на «трудовых» штрафах.

Внимание! В общем случае работодателя могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства по результатам проверки Гоструда на основании акта проверки, в котором и зафиксированы выявленные правонарушения.

Итак, есть акт, в котором отражены нарушения трудового законодательства. Что дальше? Рассмотрим последующую цепочку событий на схеме ниже.

Важно! Без проведения проверки Гоструда штрафы согласно ст. 265 КЗоТ могут налагаться на работодателя на основании решения суда.

При этом решение суда должно касаться оформления трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы на условиях полного рабочего времени, установленного на предприятии, в учреждении или организации. Об этом идет речь в ч. 5 ст. 265 КЗоТ и в дополненном п. 2 Порядка № 509. На практике такое возможно, если работник самостоятельно обратился в суд за защитой своих трудовых прав, а судебная инстанция приняла решение об оформлении трудовых отношений и установила период работы, чем подтвердила факт правонарушения. В таком случае штраф может быть наложен без проведения проверки на основании решения суда. Кстати, в таком случае суд примет еще и решение о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней зарплаты по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной зарплаты, а также о начислении и уплате налога на доходы физических лиц и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за установленный период работы ( ст. 235 КЗоТ).

Орган государственной исполнительной службы обеспечивает выполнение постановления Гоструда в отношении уплаты штрафа работодателем ( ч. 6 ст. 265 КЗоТ). Впрочем, орган государственной исполнительной службы подключится в процесс взыскания штрафов по ст. 265 КЗоТ только в том случае, если работодатель добровольно не уплатит такой штраф согласно постановлению Гоструда (п. 11 Порядка № 509).

Обратите внимание! Штрафы, предусмотренные ч. 2 ст. 265 КЗоТ, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям ( ч. 3 ст. 265 КЗоТ).

Значит, на штрафы по ст. 265 КЗоТ не распространяется правило по взиманию административно-хозяйственных санкций, установленное ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV. Напомним: такие штрафы могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения.

То есть специалисты Гоструда при выявлении правонарушения могут принять решение о наложении штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, на работодателя, и «преградой» для этого не может быть прошедший срок с даты совершения правонарушения и/или даты его выявления.

Тогда возникает вопрос о «цене» штрафа. Если речь идет о нарушении трудового законодательства после 01.01.2015 г. (после появления штрафов, прописанных в ст. 265 КЗоТ), то размер штрафа во всех случаях привязан к размеру минимальной зарплаты, установленной на момент выявления правонарушения. Исключение составляет лишь абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ — размер штрафа за нарушение прочих требований законодательства о труде просто привязан к минимальной зарплате без привязки к размеру минзарплаты на дату выявления нарушения. Однако органы Гоструда и в этом случае будут связывать их с размером минимальной зарплаты, установленным законодательством на дату выявления нарушения.

А если нарушение по факту произошло до 01.01.2015 г.? В этом случае финансовые санкции к работодателю не применяются, ведь до указанной даты их вовсе не существовало. Однако такое утверждение касается лишь разовых (не длящихся) нарушений. Если же речь идет о длящихся нарушениях трудового законодательства (начавшихся до 01.01.2015 г., но длящихся и выявленных после этой даты), то в этом случае работодатель будет нести ответственность согласно законодательству, действующему на момент выявления нарушения. То есть в этом случае его могут оштрафовать согласно ст. 265 КЗоТ, а размер штрафа будет зависеть от размера минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения.

Помните! Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде ( ч. 7 ст. 265 КЗоТ). Например, работодатель не подал Уведомление о приеме работника на работу по форме, утвержденной постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413, и в связи с этим на него наложили штраф. Так вот, несмотря на уплаченный штраф, работодатель обязан подать такое Уведомление.

Напоследок отметим: правонарушения, указанные в ст. 265 КЗоТ, приведены и в ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП). Грозят штрафы, предусмотренные ст. 41 КУоАП, должностным лицам предприятий, организаций и учреждений, а также физическим лицам — предпринимателям. При этом дела о привлечении должностных лиц к ответственности согласно ч. 1 — 4 и 7 ст. 41 КУоАП рассматривает суд ( ст. 221 этого Кодекса).

Елена КОНОВАЛОВА, заместитель директора Департамента — начальник отдела по вопросам трудовых отношений Государственной службы Украины по вопросам труда