10.05.2018

Аттестуем учителя после отпуска для ухода за ребенком до 3 лет

До отпуска для ухода за ребенком до достижения им 3 лет педагогу по должности учителя языка и литературы по результатам аттестации была присвоена вторая квалификационная категория. Может ли этот учитель после пребывания в отпуске для ухода за ребенком до достижения им 3 лет аттестоваться как учитель начальных классов с полным высшим образованием с квалификацией учителя начальных классов на присвоение первой квалификационной категории?

В п. 3.19 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930), указано: на время пребывания в отпуске в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (если ребенок требует домашнего ухода — до достижения ребенком шестилетнего возраста) за педработниками сохраняются квалификационные категории (тарифные разряды), педзвания. Время пребывания в таких отпусках не учитывается при определении срока очередной аттестации.

Аттестация на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий проводится относительно учителей начальных классов, которые, в частности, имеют полное высшее педагогическое образование по специальности начальное образование, начальное обучение (п. 4.1 Типового положения № 930).

Согласно п. 3.27 Типового положения № 930 за педработниками, которые переходят на другие педдолжности в этом же заведении, сохраняются присвоенные квалификационные категории (тарифные разряды) и педзвания до следующей аттестации.

Квалификационная категория «специалист первой категории» присваивается педработникам, которые отвечают требованиям, установленным к работникам с квалификационной категорией «специалист второй категории», и используют методы компетентностно-ориентированного подхода к организации учебного процесса; владеют технологиями творческой педагогической деятельности с учетом особенностей учебного материала и способностей учащихся; внедряют передовой педагогический опыт; формируют навыки самостоятельно получать знания и применять их на практике; умеют лаконично, образно и выразительно подать материал; умеют аргументировать свою позицию и владеют ораторским искусством (п. 4.5 Типового положения № 930).

Присвоение квалификационных категорий по результатам аттестации осуществляется последовательно (п. 4.7 Типового положения № 930).

Вывод: При выполнении условий, предусмотренных п. 4.5 Типового положения № 930, учитель начальных классов имеет право на присвоение по результатам аттестации первой квалификационной категории как имеющий полное высшее педагогическое образование по специальности начальное образование и вторую квалификационную категорию, сохраненную после перехода на эту должность с должности учителя языка и литературы.