09.07.2020
Для замены временно отсутствующего работника возможны варианты:
• прием работника по срочному трудовому договору;
• перевод другого работника;
• возложение обязанностей временно отсутствующего работника на другого или нескольких работников;
• выполнение обязанностей временно отсутствующего работника по должностной инструкции.
Правоотношения, порядок службы, оплату труда и тому подобное в органах местного самоуправления (ОМС) регулируют Закон № 2493* и постановление № 268**.
* Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.
Должностное лицо, которое работает в ОМС, имеет соответствующие должностные полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета (ст. 2 Закона № 2493).
Статьей 3 Закона № 2493 предусмотрены такие должности в ОМС:
1) выборные, на которые лица избираются территориальной громадой на местных выборах;
2) выборные, на которые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
3) должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре согласно законодательству Украины.
Проведение конкурса, испытание, стажировка при приеме на службу в ОМС осуществляются в порядке, определенном законодательством Украины о госслужбе. На период карантина конкурсная процедура для госслужащих немного упрощена (см. консультацию ««Добір держслужбовців під час карантину» // Спецвыпуск «ОТ», 2020, № 10/1).
Председатели районных, районных в городах, областных советов, Киевский и Севастопольский городской голова и городские головы имеют право самостоятельно (без конкурса) подбирать и принимать на службу своих помощников, советников (патронатную службу) (ч. 4 ст. 10 Закона № 2493).
Согласно ч. 5 ст. 10 Закона № 2493 на время отсутствия (отпуска) должностных лиц ОМС (кроме выборных должностей) для выполнения их полномочий могут приниматься на службу лица по срочному трудовому договору (контракту).
Законом № 2493 предусмотрено, что на время временного отсутствия работника (если за ним сохраняется рабочее место) можно принять на службу другого работника для выполнения обязанностей отсутствующего. Но механизма приема «временного» работника Закон № 2493 не содержит.
Прием на службу в ОМС осуществляется, как правило, в общем порядке, путем проведения конкурса.
Лицо, принятое на службу в ОМС на условиях срочного трудового договора (контракта) по результатам конкурса, пользуется всеми правами и правилами, закрепленными в Законе № 2493.
В случае необходимости, при согласии сторон, должностное лицо местного самоуправления может быть переведено на равнозначную или более низкую должность или должность советника или консультанта без конкурсного отбора (ч. 3 ст. 10 Закона № 2493).
Статья 105 КЗоТ предусматривает, что наряду с основной работой работник может выполнять обязанности временно отсутствующего работника (без освобождения от своей основной работы) и получать за это доплату.
В соответствии с п.п. «г» п.п. 1 п. 2 постановления № 268 руководители ОМС имеют право устанавливать доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника:
• специалистам и служащим (аналогичных категорий отсутствующего работника) ОМС;
• на период временного отсутствия работника в связи с временной нетрудоспособностью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы, в отпуске в связи с беременностью и родами, в частично оплачиваемом отпуске для ухода за ребенком до достижения им 3 (6)-летнего возраста, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность);
• в пределах утвержденного фонда оплаты труда;
• в размере до 50 % должностного оклада по основной работе с использованием для этого до 50 % должностного оклада отсутствующего работника.
Логичным было бы установление указанной доплаты и на период выполнения обязанностей работника, который находится в ежегодном отпуске, служебной командировке и тому подобное. И здесь часто возникают сомнения, так как эти причины отсутствия работника не указаны в упомянутой норме постановления № 268 (ср. ). Обратимся к разъяснениям.
Минсоцполитики в письме от 21.08.2019 г. № 1177/0/206-19 разъяснило, что под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с временной нетрудоспособностью, командировкой, отпуском, выполнением общественных обязанностей и тому подобное, когда, в соответствии с законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).
Заметьте, за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения доплата устанавливается в размере разницы между фактическим должностным окладом временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения (без учета надбавок и доплат) и должностным окладом работника, который выполняет обязанности временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения. При этом работник, который выполняет обязанности временно отсутствующего руководителя структурного подразделения, не является его заместителем.
В большинстве служб должностными инструкциями служащих ОМС предусмотрена обязанность выполнять работу другого работника (по аналогичным категориям должностей) на время его временного отсутствия. Тогда доплата не осуществляется, потому что дополнительная нагрузка входит в обязанности работника по основному трудовому договору.