21.04.2008

Рекламные новшества

Статья

Рекламные новшества

 

Принят Закон № 145, немного «подрихтовавший» законодательство о рекламе. Нельзя сказать, что изменения носят глобальный характер, тем не менее некоторые белые пятна в законодательстве наконец-то заполнились (в частности, споры о вывесках и рекламе в местах торговли), кроме того, ужесточились требования к рекламе алкоголя и табака.

Подробнее обо всем этом сейчас и поговорим.

Инесса МОКРОНИС, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Закон № 145

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о рекламе» от 18.03.2008 г. № 145-VI.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон о налогообложении прибыли

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Декрет № 56-93

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

 

Общая картина

Сразу скажем, что изменения в законодательство о рекламе, внесенные

Законом № 145, не носят глобального характера — это скорее эпизодические преобразования. Причем главный упор сделан на ограничении популяризации алкоголя и табака. Но все же некоторые из нововведений окажутся для предпринимателей очень полезными.

Большая часть новых норм вступит в силу через месяц со дня опубликования

Закона № 145, часть — с 01.01.2009 г. (касается только рекламы алкоголя), часть — с 01.01.2010 г. (касается лишь рекламы алкоголя и табачных изделий).

 

Реклама внутри помещения

Напомним, что в соответствии со

статьей 8 Закона о рекламе рекламой не является информация о товарах, которая располагается в местах их непосредственной реализации. Но оставалось непонятным, что считать местом реализации: только внутреннее пространство торговой точки или как внутреннее, так и внешнее?

Судя по новому определению термина «внутренняя реклама», все-таки

не является рекламой та информация, которая находится внутри места реализации товара. Причем такие места реализации могут быть совершенно разными: от самостоятельных магазинов и кафе до тех торговых точек, которые располагаются в любых зданиях (например, буфеты, киоски, палатки в зданиях кинотеатров, закрытых спорткомплексов и т. п.).

Кроме того, конкретизировано, что «нерекламной» является информация о производителе товаров и о самих товарах в местах их реализации, размещенная

«в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке».

В отношении же внутренней рекламы заметим, что теперь нет запрета собственникам помещения вмешиваться в суть рекламного объявления, поскольку из текста

статьи 17 Закона о рекламе исключены слова: «при согласовании размещения внутренней рекламы вмешательство в форму и содержание рекламы запрещается». То есть теперь такой нормы в статье 17 уже не будет.

 

Вывески

Наконец-то после затяжной паузы урегулирован вопрос о вывесках. Напомним, что, после того как в 2003 году

Закон о рекламе был изложен в новой редакции, из него исчезла норма о возможности размещать вывеску на фасаде здания без разрешения местных органов власти. В результате некоторые госорганы на местах стали причислять вывеску к наружной рекламе и требовать наличия разрешения на ее размещение и внесения платы за такое размещение.

К счастью, все вернулось на круги своя. Теперь в

Законе о рекламе есть оговорка следующего содержания:

«Вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, которые принадлежат этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, размещенная

на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, у входа в такое помещение, не считается рекламой».

То есть в

Законе о рекламе четко сказано, что вывеска теперь рекламой не является. Но при этом она должна соответствовать следующим требованиям:

1)

содержать информацию только о:

— зарегистрированном

наименовании лица, знаках для товаров и услуг, которые принадлежат этому лицу;

виде деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица);

времени работы;

2)

размещаться на:

— внутренней поверхности помещения (собственного или предоставленного лицу в пользование),

— внешней стороне дома или сооружения —

не выше первого этажа или на этаже, где находится офис (торговая точка);

— возле входа в помещение.

Соответственно документы местных органов власти, устанавливающие порядок выдачи разрешений на размещение объектов наружной рекламы (к которым зачастую отнесены и вывески) и взимания платы за такое размещение, нужно будет применять с оглядкой на указанное нововведение.

Если вывеска (табличка) соответствуют определению из Закона о рекламе, для ее размещения разрешение на размещение наружной рекламы не требуется, равно как не требуется внесение платы за такое размещение.

 

Рекламные мероприятия и скидки

Относительно скидок снова оговорено, что это мероприятие временное, т. е. скидки не могут быть бессрочными, должна существовать дата их окончания.

И еще одно уточнение: теперь в

Законе о рекламе будет определено понятие «мероприятия рекламного характера — мероприятия по распространению рекламы, которые предусматривают бесплатное распространение образцов товаров, которые рекламируются, и/или их обмен потребителям одного количества или одного вида рекламируемого товара на другой».

В свою очередь,

подпункт 5.4.4 Закона о налогообложении прибыли (статья 5 этого Закона распространяется на предпринимателей на общей системе налогообложения) устанавливает, что в состав валовых расходов затраты на бесплатную раздачу образцов включаются частично (не более 2 % от чистого дохода за прошлый год), а затраты на проведение остальных рекламных мероприятий — полностью. Отсюда напрашивается следующий вывод: затраты на обмен одного вида (количества) рекламируемого товара на другой в состав валовых расходов можно относить в полном размере (без двухпроцентного ограничения).

 

Реклама алкоголя и табачных изделий

Самые существенные изменения в

Законе о рекламе связаны именно с алкогольно-табачной рекламой. Но приготовиться к ним еще есть время, так как реализовываться они будут постепенно.

Сначала со вступлением в силу

Закона № 145 станет невозможным использовать популярных лиц в рекламе алкогольных напитков, табачных изделий, пива и напитков, изготовленных на его основе, а также в рекламе товарных знаков такой продукции. Кроме того, запрещено будет даже косвенное одобрение популярными лицами курения или употребления алкогольных напитков и пива.

На наружной рекламе или в печатных СМИ предупреждающие надписи: «Курение может вызвать рак» и «Чрезмерное употребление алкоголя вредно для вашего здоровья» — нужно выполнять только горизонтально, черным по белому.

Уже

с 01.01.2009 г. вступит в силу запрет рекламировать алкоголь и табачные изделия посредством наружной рекламы (дополнительно к существующим запретам на внутреннюю рекламу и рекламу на транспорте такой продукции). Еще одно ограничение с 01.01.2009 г.: если трансляцию теле- или радиопередачи спонсирует производитель алкогольных напитков, то никакую информацию о таком спонсоре (даже его название или товарный знак) нельзя будет упоминать ни в виде дикторского текста, ни в виде звукового сопровождения. К радости спонсоров, которые производят табачную продукцию, для них такой запрет пока не установлен.

Дальше — больше.

С 01.01.2010 г. рекламировать алкогольно-табачную продукцию запретят даже во всех печатных СМИ, кроме специализированных изданий.

Останется только возможность проводить специализированные выставки алкогольной продукции или табачных изделий. А их, в свою очередь, допускается организовывать исключительно в помещении или на огражденной площадке, при условии установления организаторами запрета на посещение таких выставок для лиц, которые не имеют права приобретать алкогольно-табачную продукцию.

 

Реклама лекарственных препаратов

Рекламируя лекарственные средства и медицинскую технику, не нужно будет указывать общие предостережения относительно их использования, а также рекомендовать потребителям рекламы в обязательном порядке ознакомиться с инструкцией по применению лекарственного средства. Вместо этого

необходимо указать требование о том, что консультация с врачом перед применением препарата обязательна.

 

Реклама лицензируемых/сертифицируемых товаров

В отношении товаров, изготовление или реализация которых допускается только при наличии специального разрешения, сертификата или лицензии, упоминать в рекламе реквизиты указанных документов (номер, дату, наименование органа, выдавшего документ) отныне необязательно, т. е. скороговорки типа «ліцензия НБУ від 10.02.2002 р.» исчезнут.

Однако что

важно знать: если предприниматель занимается размещением рекламы таких товаров, он в обязательном порядке обязан иметь у себя копии сертификата, разрешения или лицензии, полученные от рекламодателя и заверенные в установленном порядке. В противном случае распространять эту рекламу он права не имеет (ответственность за нарушение — в пятикратном размере от стоимости размещения рекламы — статья 27 Закона о рекламе).

 

Социальная реклама

За установление и размещение социальной рекламы

налог на рекламу теперь платить не нужно. Соответствующие изменения внесены в сам Декрет № 56-93.

Кроме того, в социальной рекламе

разрешено упоминать общественные организации, которые выступают в качестве рекламодателей.

 

Новые запреты и ограничения

Закон № 145

запретил провайдерам программных услуг размещать рекламы в программах и передачах зарубежных телерадиокомпаний.

Также запрещено использовать в рекламе

наименования органов местного самоуправления.

Для того чтобы разместить изображение или имя физлица в рекламе, необходимо иметь

письменное соглашение этого лица.

 

Выводы

Вывеска теперь однозначно рекламой не является

, но при этом она должна соответствовать установленным требованиям.

Не считается рекламой

также информация о товаре или его производителе, размещенная внутри торговой точки, где этот товар продается, в том числе на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке.

В ближайшем времени

станет невозможным использовать популярных лиц в рекламе алкогольных напитков, табачных изделий, пива и напитков, изготовленных на его основе, даже косвенно. А с 01.01.2009 г. вообще нельзя будет рекламировать алкоголь и табачные изделия посредством наружной рекламы. Причем с 01.01.2010 г. рекламировать алкогольно-табачную продукцию запретят даже во всех печатных СМИ, кроме специализированных изданий.

Размещая рекламу лицензируемых/сертифицируемых товаров, необходимо потребовать у рекламодателя заверенные

копии соответствующих лицензий, разрешений или сертификатов.

За размещение

соцрекламы налог на рекламу платить уже не нужно.

Рекламируя

лекарственные препараты, необходимо обязательного указать на требование перед применением препарата проконсультироваться с врачом.

Провайдеры программных услуг больше не имеют права размещать рекламу в программах и передачах зарубежных телерадиокомпаний.