18.05.2009
Вендинг как объект внимания (торговля через автоматы)
Небольшой стартовый капитал, стабильный спрос и низкая конкуренция делают привлекательным рынок вендинга для организации собственного дела даже в условиях кризиса. Именно поэтому мы решили обратить ваше внимание на сферу розничной торговли, где используются торговые автоматы и продажа осуществляется без участия человека, т. е. вендинг.
Рынок вендинга
Торговыми автоматами с горячими и холодными напитками украинцев не удивишь.
В докризисные времена этот бизнес приносил предпринимателям до 300 % рентабельности. Но как только дела в стране пошли под откос, доходы автоматизированных продавцов «чая-кофе-капучино» стали падать.По итогам 2008 года реализация снизилась на 15 %, в 2009 году ожидается снижение еще на 20 — 25 %, считают специалисты вендинговых компаний.
В первую очередь это касается автоматизированных торговцев в больших городах. Одни из них простаивают, не справляясь с конкурентом за углом. Другие, расположенные в банках, агентствах недвижимости, ипотечных агентствах, лишились части своих постоянных клиентов в связи с кризисом.
В регионах, наоборот, ниша стремительно растет.
Например, в 2008 году в Западной Украине продажи торговых автоматов выросли до 70 % по сравнению с 2007 годом.
Тем не менее все вышесказанное вовсе не повод вычеркнуть вендинговый бизнес из разряда доходных. Ведь продажа напитков — лишь одна из ниш вендинга, и осваивать ее украинские бизнесмены начали совсем недавно.
В целом операторы рынка полагают, что всеукраинский рынок торговых автоматов еще далек от насыщения. Так, по данным
экспертов он заполнен всего на 5 %. Выход на него, в зависимости от амбиций, обойдется на старте в 3 — 10 тыс. долларов.Важное преимущество вендинг-торговли — возможность круглосуточной работы при стопроцентном уровне оплаты услуг со стороны
клиентов.Аренда места обойдется собственнику торгового автомата в 150 — 250 долларов за 1 кв. м (до кризиса в отдельных случаях сумма могла составлять до 500 долларов) или в 15 — 20 % от суммы выручки, которую придется заплатить хозяевам помещения. Зато на рекламу никаких затрат: автоматы рекламируют себя сами.
К сожалению, и вендинг-бизнес не лишен подводных камней.
Как любая машина, автомат нуждается в обслуживании. Он не предупреждает о неполадках, а сразу ломается. Чтобы владелец мог мгновенно реагировать на любую ситуацию, многие автоматы оснащаются GSM-модулями (за отдельную плату — до 400 долларов) и могут по Интернету извещать своего владельца о ходе продаж, запасах товара или технических неполадках.
Новости вендинг-рынка
В 2008 году на рынке появились
копировальные торговые автоматы и торговые автоматы по продаже бахил. Сначала они не могли найти своих «приверженцев» (во втором полугодии 2008 года продано всего лишь пять торговых автоматов). Но уже в декабре 50 машин нашли своих владельцев. Что касается прогнозов на 2009 год, то, по мнению вендинг-экспертов, продажи «копиркиных» и «бахилкиных» должны резко увеличиться.Правда, в связи с тем что большинство таких аппаратов устанавливаются в государственных учреждениях, процесс продвижения замедляется. Все дело в том, что владелец торгового автомата должен получить разрешение Фонда госимущества, а на это всегда уходит много времени. Наверное, поэтому в небольших городах продажи на 30 % больше, чем в миллионниках. Меньше всего копировальных автоматов и автоматов с бахилами представлено в Киеве.
Автомат-ксерокс стоит около 3 — 4 тыс.
долларов. Себестоимость одной копии в кризис («прыгающий» курс отражается на цене расходных материалов) составляет 0,13 — 0,16 грн. Цену же на услугу владелец автомата регулирует сам: от 0,2 до 6 грн. за страничку. Это дает возможность увязывать стоимость услуги с уровнем доходов жителей того или иного населенного пункта.Кроме того, в затратную часть необходимо включить покупку бумаги (пачка на 500 листов — 20 грн.), тонер-картриджей (550 грн.) и принт-картриджей (480 грн.).
Стоимость автомата, торгующего бахилами, — 1290 долларов
Очень привлекает
цена: он в три раза дешевле, чем копировальный автомат, но у автомата, торгующего бахилами, узкий диапазон торговых точек — лечебные заведения и музеи. Это его и плюс и минус. Плюс — совершенно понятно, где такой автомат устанавливать, минус — количество заведений, которым необходимы бахилы, ограничено. Исходя из российского опыта можно сказать, что в больших городах автомат с бахилами окупается за два месяца. В Украине этот срок предположительно составит примерно полгода.
Очень недалекое будущее
По мнению специалистов вендинговой торговли, последователями кофе-автоматов станут
снэк-машины, в ассортименте которых будут не только шоколадки, но и бутерброды, фрукты. Чем больше товаров предлагает аппарат, тем выше будет доход. Но при этом возрастут и расходы на покупку самого автомата — до 4 — 7 тыс. долларов, и срок окупаемости — не менее семи месяцев.Безусловно, одним из самых перспективных мест для установки снэк-машин являются учебные заведения и государственные структуры с большим количеством посетителей. В Украине пока не ведется массовая установка автоматов в учебных заведениях в связи со сложностью получения специальных разрешений. Поэтому сегодня перспективными торговыми точками считаются места с высокой проходимостью (несколько тысяч человек в день) и отсутствием других торговых объектов. А еще в пользу торговых автоматов можно засчитать минимальные удобства для потребления приобретенных продуктов.
Участники рынка делают ставку и на платежные терминалы.
Прогнозы участников вендингового рынка о стремительном росте сегмента платежных терминалов более чем оправдались. Их количество увеличилось за последний год в полтора раза. При этом объем продаж достиг 6,8 млн долларов. Но из-за кризиса темп роста количества операторов замедлился, так как большинство участников покупали торговые автоматы в кредит.
Стоит платежный автомат около 3,5 — 5 тыс. долларов. Доходность такого автомата составляет около 3 — 4 % от оборота
, поэтому при больших объемах операций (около 50 — 60 тыс. грн. в месяц) такая техника может быть достаточно прибыльной.Основная задача операторов рынка платежных терминалов — объяснить клиентам, что с помощью автоматов можно оплачивать не только мобильную связь, Интернет и кабельное телевидение
— можно (и нужно) без очередей, «общаясь» только с терминалом, оплатить также счета за коммунальные услуги и стационарный телефон.Опыт России показывает, что в одном месте может размещаться до пяти терминалов, причем все они окупаются.
Перспективной видится
ниша массажных автоматов (1,9 — 2 тыс. долларов), а также торговые автоматы по продаже дисков.Для украинцев массажный торговый автомат новинка, поэтому предприниматели предлагают пробный сеанс бесплатно. Данная услуга наиболее развита на юге Украины. В среднем количество посадок на кресло колеблется от 3 до 15 в сутки. При цене услуги 20 грн. за 10 минут массажа выручка с одного кресла составит 1,8 — 9 тыс. грн. в месяц.
Заключение
Ну что можно сказать? Если довериться мнению экспертов, то вендинг-бизнес весьма привлекателен, несмотря на кризисные времена. Кроме того, чтобы сэкономить, для начала можно купить торговые автоматы б/у. Такое оборудование дешевле на 25 — 50 %.
Также автомат можно взять в аренду, но с 2009 года эту услугу найти сложно. Дело в том, что с повышением процентов за кредит покупка торгового автомата обходится намного дороже. Соответственно для того чтобы получить доход, автомат нужно сдавать в аренду не за 700 — 1400 грн. в месяц (как было ранее), а не менее чем за 2 тыс. грн. Таким образом, к ежемесячным затратам на аренду торгового места придется добавить минимум 2 тыс. грн. «арендных» на сам торговый автомат. Сумма получается немалая! Вот и считайте.
Материал подготовила Елена Кедрус