05.10.2009
О распоряжении Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р «Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость»
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517
Государственная налоговая администрация Украины направляет для использования в работе
распоряжение Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р «Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость» и сообщает.Согласно
пункту 2 статьи 55 Закона Украины от 16.05.2008 г. № 279-VI «О Кабинете Министров Украины» (с изменениями и дополнениями) распоряжения Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если этими распоряжениями не установлен более поздний срок вступления ими в силу. Поэтому распоряжение Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р (далее — распоряжение № 1120-р) вступило в силу с 9 сентября 2009 года.Распоряжением Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р
признаны утратившими силу пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и распоряжение Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость».Пунктом 2 распоряжения от 09.09.2009 г. № 1120-р
определено, что в случае возникновения у плательщика налога права на налоговый кредит на основании налоговых накладных, полученных в предыдущих отчетных периодах, плательщик самостоятельно отражает в своей налоговой отчетности и в реестре полученных и выданных налоговых накладных информацию, указанную в такой налоговой накладной.При этом при формировании налогового кредита плательщики налога имеют право на включение в состав налогового кредита налоговых накладных, фактическое получение которых произошло в налоговых периодах, следующих за тем налоговым периодом, в котором такие налоговые накладные были выписаны, но при условии документального подтверждения задержки такого получения.
Отражение в налоговой отчетности таких налоговых накладных должно осуществляться путем внесения в нее соответствующих корректировок в порядке, установленном
пунктом 4.4 Порядка заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166 (с учетом изменений и дополнений).Письма ГНА Украины от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517
и от 04.08.2009 г. № 16521/7/16-1517 отзываются, а другие налоговые разъяснения применяются в части, не противоречащей этому налоговому разъяснению.
Заместитель председателя О. Любченко
комментарий редакции
В комментарии к
распоряжению КМУ от 09.09.2009 г. № 1120-р (см. выше с. 2) мы обращали внимание, что налоговые накладные, отражаемые, так сказать, «не месяц в месяц», условно можно разделить на две категории: одни — полученные в месяце выписки, но не включенные в этом же месяце в налоговый кредит, вторые — полученные позже месяца выписки и поэтому не попавшие в налоговый кредит периода выписки (справедливости ради отметим третью категорию — это те налоговые накладные, которые не дают права на налоговый кредит в месяце выписки (например, если покупатель использует кассовый метод), но их мы не рассматриваем, поскольку они включаются в декларацию в общем порядке). Различие между этими двумя категориями весьма условное: все зависит от даты получения соответствующей налоговой накладной, зафиксированной в журнале входящей корреспонденции и/или реестре полученных налоговых накладных.Формально
распоряжение № 1120 затрагивает отражение в декларации налоговых накладных только первой категории (судя по конструкции пункта 2 распоряжения они должны отражаться как исправление ошибки). Вторая же категория налоговых накладных, на наш взгляд, должна отражаться в общем порядке через строку 10.1.Однако, как следует из комментируемого
письма, налоговики считают, что налоговые накладные, полученные с опозданием (а в терминологии ГНАУ, как известно, это означает, что они получены не в месяце выписки), следует показывать как исправление ошибки (пункт 4.4 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.06.97 г. № 166, оговаривает именно правила исправления ошибок, допущенных в предоставленных ранее декларациях). В результате получается, что первую категорию следует отражать как исправление ошибки на основании распоряжения КМУ, а вторую точно таким же образом — на основании комментируемого письма ГНАУ. Здесь возникает ряд вопросов.Во-первых, обратите внимание на условие включения в декларацию налоговых накладных второй категории — задержку получения налоговой накладной следует подтвердить документально. На наш взгляд, таким документальным подтверждением могут быть уже упомянутый журнал входящей корреспонденции и реестр входящих налоговых накладных (именно в последнем предусмотрена специальная графа «дата отримання»). Но не исключено, что налоговики на местах под «подтверждением» будут подразумевать нечто большее, например почтовый конверт, в котором поступила налоговая накладная и на котором видна дата его получения и название отправителя. Со своей стороны отметим, что обязанность хранить такие «документы» не предусмотрена, да и непонятно, как быть, если эта налоговая накладная поступила не по почте.
Во-вторых, трудно согласиться с отражением такой налоговой накладной через механизм исправления ошибки. Ведь если налоговая накладная к покупателю фактически поступила не в месяце ее выписки, то неотражение этой налоговой накладной в декларации в месяце ее выписки не является ошибкой, поэтому и исправлять-то по сути нечего.
В-третьих, не совсем понятно, зачем документально подтверждать задержку получения, если отражается такая налоговая накладная не в общем порядке (стр. 10.1), а через механизм исправления ошибки (стр. 16.1). Возможно, налоговики вообще против включения налоговых накладных первой категории в налоговый кредит? Однако это прямо противоречит
распоряжению № 1120.