21.09.2009

Почтовый ящик. Можно ли учесть прошлогодние расходы, если связанный с ними доход получен в текущем году?

Ответы на вопросы

Можно ли учесть прошлогодние расходы, если связанный с ними доход получен в текущем году?

 

ВОПРОС. Предприниматель на общей системе налогообложения сдает в аренду помещение. В 2009 году он получил арендную плату сразу за 2008 год и 2009 год. С расходами текущего 2009 года все понятно, а как быть с расходами, оплаченными в 2008 году в связи со сдачей помещения в аренду (можно ли уменьшить на сумму этих расходов полученный доход)?

 

ОТВЕТ. Мы неоднократно уделяли внимание вопросам, связанным с прошлогодними доходами и расходами, но не всегда адекватная позиция налоговиков при проверке часто заставляет предпринимателей сомневаться в собственных правах. Поэтому рассмотрим вопрос прошлогодних расходов максимально подробно.

Начнем с того, что статья 13 Декрета № 13-92 говорит следующее: «Налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разница между валовым доходом (выручкой в денежной или имущественной форме) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода.

В состав расходов, непосредственно связанных с получением дохода, относятся расходы, которые включаются в состав валовых расходов производства (обращения) и подлежат амортизации в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

В приложении 7 к Инструкции № 12 добавлено: «Любые суммы расходов физического лица — субъекта предпринимательской деятельности до момента получения дохода от результата такой деятельности являются его собственным рискомисключительно факт получения дохода может быть основанием для включения в валовые расходы отчетного периода не всех подряд расходов, а только той их части, которая прямо этому доходу соответствует».

Что отсюда следует? Три условия признания расходов, которые должны выполняться одновременно:

1) расходы должны быть документально подтверждены (

необходим документ об оплате расходов);

2) расходы должны соответствовать перечню из

статьи 5 или 8 Закона о налоге на прибыль ;

3)

доход отчетного периода можно уменьшить не на все расходы, а только на те, которые непосредственно связаны с ним.

Отметим, что ни

Декрет № 13-92, ни Инструкция № 12 не содержат никаких дополнительных ограничений относительно включения затрат в расходы. В частности, нигде нет запрета на то, чтобы включить в расходы затраты, понесенные в течение предыдущих лет.

При этом в нашем случае одновременно выполняются все условия признания расходов, а именно:

— есть документы об оплате расходов (платежные поручения, чеки, квитанции и т. п.). То обстоятельство, что они датированы 2008 годом, как мы уже выяснили, роли не играет;

— расходы связаны с деятельностью предпринимателя (со сдачей помещения в аренду), значит, они включаются в валовые на основании

подпункта 5.2.1 Закона о налоге на прибыль;

— расходы, понесенные в 2008 году, связаны с доходом, полученным в текущем году (арендная плата за 2008 год).

Следовательно,

нет никаких препятствий для того, чтобы уменьшить полученную в текущем году арендную плату за 2008 год на сумму расходов, понесенных арендодателем в 2008 году.

Документы консультации

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Декрет № 13-92

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Инструкция № 12 — Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.