Нормативний акт О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

Раздел VIII. Заключительные и переходные положения

Автор : Верховная Рада Украины

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, кроме подпункта 8 части первой статьи 1, подпунктов 7 и 8 (в части предъявления удостоверения застрахованного лица), 9 части второй статьи 6, абзаца второго подпункта 1 части третьей статьи 20, статьи 22 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2014 года.

11. Остановить действие подпункта 8 части первой статьи 1, подпунктов 7, 8 (в части предъявления удостоверения застрахованного лица) и 9 части второй статьи 6, абзаца второго подпункта 1 части третьей статьи 20, статьи 22 настоящего Закона до 1 января 2017 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона субъекты предпринимательской деятельности, выбравшие упрощенную систему налогообложения в соответствии с Указом Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 р., № 10, ст. 77), начисляют, исчисляют и уплачивают единый взнос в соответствии с настоящим Законом.

3. Со дня вступления в силу настоящего Закона плательщики страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности, считаются плательщиками единого взноса.

Перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц не осуществляется. Пенсионный фонд совместно с фондами общеобязательного государственного социального страхования и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, проводит сверку плательщиков страховых взносов в порядке, установленном Пенсионным фондом совместно с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по согласованию с фондами общеобязательного государственного социального страхования.

4. В период до преобразования Пенсионного фонда в неприбыльную самоуправляющуюся организацию в соответствии с пунктом 12 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» задачи и функции Пенсионного фонда и его территориальных органов по сбору и ведению учета единого взноса выполняют соответственно Пенсионный фонд и главные управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах.

5. До внедрения представления в Пенсионный фонд отчетности по персонифицированным сведениям о заработной плате (доход, денежное обеспечение) застрахованных лиц, на которую начислен и с которой уплачен единый взнос, и других сведений согласно части второй статьи 20 настоящего Закона в отношении всех застрахованных лиц работодатели, физические лица — предприниматели и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, обязаны подавать в территориальные органы Пенсионного фонда персонифицированные сведения о застрахованных лицах, с которыми произошел несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, а также лицах, уволенных с работы за период после представления последнего отчета по персонифицированному учету, в порядке, установленном Пенсионным фондом по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения.

6. В случае погашения до 1 января 2011 года задолженности по уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности, возникшей до 1 июля 2010 года, задолженность по уплате финансовых санкций (пени и штрафов) подлежит списанию.

Суммы задолженности государственных предприятий угольной отрасли по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, которая образовалась на 1 января 2011 года, и по уплате штрафных санкций (пени), начисленных на сумму задолженности по уплате страховых взносов, подлежат рассрочке не более чем на 60 календарных месяцев в порядке и на условиях, установленных Законом Украины «О погашении задолженности государственных предприятий угольной отрасли по уплате страховых взносов и штрафных санкций (пени) в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины».

7. Задолженность по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, начисленного до 1 января 2004 года, не погашенная по состоянию на 1 января 2011 года, по возмещению фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, по уплате финансовых санкций и пени, возникшей до 1 января 2011 года, подлежит рассрочке не более чем на 60 календарных месяцев, начиная с 1 января 2011 года.

Рассроченная сумма подлежит уплате (в том числе пеня и штрафные санкции) равными долями ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего после указанного периода, независимо от факта выплаты заработной платы за этот период.

Уведомление о рассрочке суммы задолженности, пени и штрафных санкций направляется плательщикам в установленном Пенсионным фондом порядке.

Суммы взносов, начисленных на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности, срок уплаты которых не наступил на 1 января 2011 года, и суммы начисленного сбора на обязательное государственное пенсионное страхование до 1 января 2004 года, срок уплаты которых не наступил на 1 января 2011 года, не уплаченные по состоянию на 1 января 2011 года, подлежат уплате в порядке, действовавшем до 1 января 2011 года.

Взыскание задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, осуществляется фондами общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения такой задолженности или применения штрафных санкций. Погашение задолженности с использованием средств, поступающих в счет уплаты единого взноса, запрещается.

На период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, и соответствующих штрафных санкций за фондами общеобязательного государственного социального страхования сохраняются полномочия по контролю за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применения финансовых санкций, которыми они были наделены до вступления в силу настоящего Закона.

71. Плательщикам, которые в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменения в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно стимулирования уплаты текущих платежей по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и погашения задолженности в Пенсионный фонд Украины» подали заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда Украины, предоставляется право на рассрочку сумм задолженности по уплате страховых взносов, которые не погашены на день заключения договора о рассрочке сумм задолженности по уплате страховых взносов, за период до 31 декабря 2010 года, в случае если на день подачи заявления у налогоплательщика нет задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Суммы задолженности по уплате страховых взносов, которые не погашены на день заключения указанного договора, рассрочиваются и подлежат уплате равными частями в течение 24 календарных месяцев с месяца подачи налогоплательщиком заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда Украины.

Заявления, поданные плательщиком, которые поступили позднее шестимесячного срока со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменения в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно стимулирования уплаты текущих платежей по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и погашения задолженности в Пенсионный фонд Украины», не рассматриваются.

Орган Пенсионного фонда Украины в десятидневный срок со дня получения заявления принимает решение о рассрочке сумм задолженности и заключает с налогоплательщиком договор о рассрочке сумм задолженности по уплате страховых взносов по форме, утвержденной Пенсионным фондом Украины.

Указанный договор подлежит досрочному расторжению, если плательщик не платит в полном объеме рассроченные платежи по уплате страховых взносов и/или текущие платежи по единому взносу.

Плательщику, который в соответствии с заключенным договором в полном объеме погасит задолженность по страховым взносам и не допустит возникновения новой задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за период действия такого договора, штраф и пеня, связанные с этой задолженностью, начисленные и не оплаченные или те, которые подлежат начислению в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», списываются в порядке, установленном Пенсионным фондом Украины.

8. Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования формируется на базе системы персонифицированного учета взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

9. Принятие законов о внедрении общеобязательного государственного социального медицинского страхования и накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляется одновременно с внесением соответствующих изменений в настоящий Закон.

91. Установить, что период, за который списана задолженность, определенная в статье 1 Закона Украины «О некоторых вопросах задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса ― участников Государственного концерна «Укроборонпром» и обеспечения их стабильного развития», учитывается в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования как период, за который уплачены страховые взносы в полном объеме.

92. Во время особого периода, определенного Законом Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», плательщики единого взноса, определенные статьей 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», призванные на военную службу во время мобилизации или привлеченные к выполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы освобождаются от выполнения своих обязанностей, определенных пунктом 2 статьи 6 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», если они не являются работодателями.

Основанием для такого освобождения является заявление физического лица — предпринимателя и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, которые подаются в орган доходов и сборов физическим лицом — предпринимателем в течение 10 дней после его демобилизации. Если демобилизованное физическое лицо — предприниматель находится на лечении (реабилитации) в связи с выполнением обязанностей во время мобилизации, заявление и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим государственным органом, подаются в течение 10 дней после окончания его лечения (реабилитации).

Если плательщик единого взноса имеет наемных работников и на срок своей военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, уполномочивает другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или других доходов, его обязательства, определенные подпунктами 1 (кроме уплаты единого взноса), 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12 части второй статьи 6 настоящего Закона, осуществляет такое уполномоченное лицо.

Единый взнос, который был начислен уполномоченным лицом с таких выплат, уплачивается в бюджет демобилизованным физическим лицом — предпринимателем в течение 180 календарных дней с первого дня его демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций. При этом демобилизованное физическое лицо — предприниматель в заявлении, предусмотренном в настоящем пункте, указывает данные о начисленном едином взносе на сумму таких выплат уполномоченным лицом в течение срока военной службы физического лица — предпринимателя.

Отчетность о начисленном едином взносе в течение срока военной службы физического лица — предпринимателя уполномоченным лицом на суммы выплат наемным работникам и другим лицам подается демобилизованным физическим лицом — предпринимателем в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных настоящим Законом.

Настоящий пункт применяется с первого дня мобилизации, объявленной Указом Президента Украины от 17 марта 2014 года № 303 «О частичной мобилизации», утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О частичной мобилизации», и в течение всего особого периода.

93. Временно на период действия особого правового режима, определенного Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», приостанавливается применение к плательщикам единого взноса с местонахождением (местом проживания) на временно оккупированной территории Украины норм статей 25 и 26 настоящего Закона.

Налоговая информация о суммах недоимки плательщиков единого взноса, определенных абзацем первым настоящего пункта, сохраняется и обрабатывается в информационных базах контролирующих органов в отдельном (внебалансовом) порядке.

93. Плательщики единого взноса, определенные статьей 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», которые находятся на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, определенных перечнем, указанным в статье 2 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с Указом Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины» от 14 апреля 2014 года № 405/2014, освобождаются от выполнения своих обязанностей, определенных частью второй статьи 6 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», на период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции либо военного или чрезвычайного положения.

Основанием для такого освобождения является заявление плательщика единого взноса, которое подается им в орган доходов и сборов по основному месту учета или по месту его временного проживания в произвольной форме не позднее тридцати календарных дней, следующих за днем окончания антитеррористической операции.

Ответственность, штрафные и финансовые санкции, предусмотренные настоящим Законом за невыполнение обязанностей плательщика единого взноса в период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции, к плательщикам единого взноса, указанным в настоящем пункте, не применяются.

Недоимка, возникшая у плательщиков единого взноса, состоящих на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, определенных перечнем, указанным в статье 2 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции», где проводилась антитеррористическая операция, начатая в соответствии с Указом Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины» от 14 апреля 2014 года № 405/2014, признается безнадежной и подлежит списанию в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины для списания безнадежного налогового долга.

10. Признать утратившими силу с 1 января 2011 года:

Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 11, ст. 47, с последующими изменениями);

статьи 1–6, пункт 2 статьи 7 Закона Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 17, ст. 80; 2002 г., № 17, ст. 124; 2003 г., № 26, ст. 192; 2008 г., № 27–28, ст. 253; 2009 г., № 18, ст. 247);

пункты 3 и 4 статьи 1, абзацы первый и второй пункта 1, пункты 2 и 3 статьи 2, части четвертая — шестая статьи 3, абзацы второй, четвертый — седьмой пункта 1, пункты 2–5 статьи 4, статья 5 Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 37, ст. 237, с последующими изменениями).

11. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) подпункт 1 пункта 11 раздела VІІІ утратил силу;

2) в Кодексе Украины об административных правонарушениях (Відомості Верховної Ради УРСР, 1984 г., приложение к № 51, ст. 1122):

а) название и абзац первый части первой статьи 1651 изложить в следующей редакции:

«Статья 1651. Нарушение законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и общеобязательное государственное пенсионное страхование

Нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или представление недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных законами Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами Пенсионного фонда Украины и Накопительного фонда»;

б) название и абзац первый части первой статьи 1653 изложить в следующей редакции:

«Статья 1653. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, использующими наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, несвоевременный или неполный их возврат; несвоевременное представление или непредставление определенных Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» сведений, представление недостоверных сведений об использовании средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы»;

в) статью 1654 изложить в следующей редакции:

«Статья 1654. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами — предпринимателями, использующими наемный труд, физическими лицами, которые не имеют статуса предпринимателей и используют наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, вызвавших потерю трудоспособности, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности по страховым средствам, несвоевременное информирование Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, происшедших на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия —

влекут наложение штрафа от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан»;

г) название и абзац первый части первой статьи 1655 изложить в следующей редакции:

«Статья 1655. Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением

Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, использующими наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности по использованию страховых средств»;

ґ) название и абзац первый части первой статьи 18823 изложить в следующей редакции:

«Статья 18823. Препятствование уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования в проведении проверок

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности в проведении проверок по использованию страховых средств в случаях, предусмотренных законом»;

д) статью 18824 исключить;

е) часть первую статьи 2442 изложить в следующей редакции:

«Органы Пенсионного фонда Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и общеобязательное государственное пенсионное страхование (статья 1651) и с препятствованием уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины в проведении проверок (статья 18823)»;

є) текст статьи 2449 изложить в следующей редакции:

«Органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы (статья 1653) и препятствованием уполномоченным лицам органов Фонда в проведении проверок (статья 18823).

От имени Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда — центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, горрайонных, городских и районных в городах центров занятости и их заместители»;

ж) в части первой статьи 24410 цифры «18824» заменить цифрами «18823»;

з) в статье 24411:

в части первой слова и цифры «уклонением от регистрации плательщиком страховых взносов в Фонд, несвоевременной или неполной уплатой страховых взносов, а также нарушением порядка использования страховых средств (статья 1655)» заменить словами и цифрами «нарушением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением (статья 1655), и препятствованием уполномоченным лицам органов Фонда в проведении проверок (статья 18823)»;

часть вторую дополнить словами «руководители районных, межрайонных, городских, районных в городах исполнительных дирекций отделений Фонда»;

3) статью 2121 Уголовного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 25–26, ст. 131) изложить в следующей редакции:

«Статья 2121. Уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование

1. Умышленное уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных размерах, —

наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных размерах, —

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением воли сроком до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных размерах, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если он до привлечения к уголовной ответственности уплатил единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование или страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило ущерб, нанесенный фондам общеобязательного государственного социального страхования их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня).

Примечание. Под значительным размером средств следует понимать суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в тысячу и более раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под крупным размером средств следует понимать суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан, под особо крупным размером средств следует понимать суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые в пять тысяч и более раз превышают установленный законом не облагаемый налогом минимум доходов граждан»;

4) в пункте 5.7 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 27, ст. 181; 2003 г., № 10–11, ст. 87; 2004 г., № 52, ст. 563):

подпункт 5.7.1 изложить в следующей редакции:

«5.7.1. В состав валовых расходов плательщика налога входят суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленные в порядке, установленном законодательством»;

в подпункте 5.7.2 слова «суммы взносов на пенсионное и другие виды государственного (социального) обязательного страхования» заменить словами «единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;

5) в Основах законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 г., № 23, ст. 121; 2008 г., № 5–8, ст. 78; 2009 г., № 18, ст. 247):

а) в части шестой статьи 6 слова «сбора страховых взносов и» исключить;

б) статью 9 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Страховой стаж исчисляется по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а за периоды до внедрения системы персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах — в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством»;

в) в статье 14:

в части первой слова «сбор и» исключить;

после части первой дополнить новой частью следующего содержания:

«Взятие на учет страхователей, обеспечение сбора и учета страховых средств, контроль за полнотой и своевременностью их уплаты, ведение Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, в том числе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, осуществляет Пенсионный фонд Украины в соответствии с законодательством».

В связи с этим части вторую — шестую считать соответственно частями третьей — седьмой;

г) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и определение его размера

Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование — это консолидированный страховой взнос на пенсионное страхование, страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, медицинское страхование, страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности, страхование на случай безработицы, который в обязательном порядке уплачивается страхователями с целью обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страховых выплат (услуг) по социальному страхованию.

Размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и пропорции его распределения по видам общеобязательного государственного социального страхования устанавливаются Верховной Радой Украины.

Размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование должен обеспечивать застрахованным лицам выплаты и предоставление социальных услуг, предусмотренных законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании; финансирование мероприятий, направленных на профилактику страховых случаев; создание резерва средств для осуществления выплат и предоставления социальных услуг застрахованным лицам; компенсацию административных расходов на обеспечение функционирования системы общеобязательного государственного социального страхования.

Размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для страхователей, использующих наемный труд, определяется в зависимости от класса профессионального риска производства, установленного в соответствии с законодательством»;

г) текст статьи 22 изложить в следующей редакции:

«Порядок осуществления платежей, сроки уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование определяются Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», порядок резервирования средств на общеобязательное государственное социальное страхование — законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования»;

д) часть первую статьи 24 заменить двумя частями следующего содержания:

«Страховщики составляют отчеты о результатах своей деятельности, подают их в Кабинет Министров Украины и обнародуют в средствах массовой информации.

Страховщики осуществляют публичное обнародование указанных в части первой настоящей статьи отчетов в разрезе доходов и расходов. Информация о времени и месте такого обнародования публикуется вместе с отчетом».

В связи с этим часть вторую считать частью третьей;

е) статью 25 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Назначение материального обеспечения и предоставление социальных услуг осуществляются на основании сведений, содержащихся в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а до внедрения такой системы — в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством»;

6) в Законе Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 42–43, ст. 378; 2002 г., № 33, ст. 235; 2003 г., № 28, ст. 210; 2006 г., № 1, ст. 18; 2007 г., № 9, ст. 71):

а) часть вторую статьи 7 после абзаца третьего дополнить новым абзацем следующего содержания:

«сумму неиспользованных и своевременно не возвращенных средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности».

В связи с этим абзацы четвертый — шестой считать соответственно абзацами пятым — седьмым;

б) абзац первый части шестой статьи 12 дополнить словами «на неиспользованные и своевременно не возвращенные средства Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности»;

в) абзац четвертый части второй статьи 15 и часть третью статьи 19 после слов «социального страхования» дополнить словами «неиспользованных и своевременно не возвращенных средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, уплаты»;

г) абзац третий части первой статьи 23 после слов «налогов и сборов (обязательных платежей)» дополнить словами «возврат средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности»;

ґ) пункт 2 части первой статьи 31 после слов «государственного социального страхования» дополнить словами «по возврату неиспользованных средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности»;

д) часть первую статьи 35 дополнить словами «неиспользованных и своевременно не возвращенных средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности»;

е) абзац третий части седьмой статей 42 и 43, часть первую статьи 50, часть шестую статьи 51 после слов «социального страхования» дополнить словами «возврата неиспользованных средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, уплаты»;

є) абзац четвертый части первой статьи 49 дополнить словами «по возврату неиспользованных средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности»;

ж) в тексте Закона слова «страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного государственного социального страхования» заменить словами «единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;

7) в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., № 46–47, ст. 403, с последующими изменениями):

а) пункт 1 статьи 8 дополнить словами «или на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде»;

б) в статье 10:

в названии слова «и постановка на учет страхователей страховщиком» исключить;

части третью — седьмую исключить;

в) статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Добровольное страхование от несчастного случая

Добровольно от несчастного случая могут застраховаться:

1) лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, — занимаются адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности, члены фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, если они не являются наемными работниками;

2) граждане — субъекты предпринимательской деятельности»;

г) в абзаце тринадцатом пункта 7 части седьмой статьи 17 слова «Инструкцию о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств, согласованную с Национальным банком Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, другие» исключить;

ґ) название раздела III изложить в следующей редакции:

«Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»;

д) в статье 21:

пункт 11 части первой исключить;

в части второй слова «в Фонде социального страхования от несчастных случаев» заменить словами «как плательщик страховых взносов»;

е) в статье 24:

пункт 1 исключить;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) вести учет показателей для определения класса профессионального риска производства»;

є) дополнить статьей 241 следующего содержания:

«Статья 241. Права Фонда социального страхования от несчастных случаев

Фонд социального страхования от несчастных случаев имеет право:

1) пользоваться в установленном порядке сведениями Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, необходимыми для обеспечения выполнения возложенных на него функций;

2) относить страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности;

3) проводить проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, вида экономической деятельности и хозяйствования порядка использования страховых средств, перечисленных Фондом на финансирование мероприятий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона;

4) проводить проверки достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основной) предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности;

5) получать необходимые объяснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим в ходе проверки;

6) применять финансовые санкции и налагать административные штрафы в соответствии с законом»;

ж) в статье 34:

часть четвертую после абзаца третьего дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Пособие в связи с временной нетрудоспособностью, страховая выплата в случае перевода пострадавшего на более легкую нижеоплачиваемую работу, возмещение стоимости погребения пострадавшего и связанных с этим ритуальных услуг предоставляются в порядке, установленном правлением Фонда социального страхования от несчастных случаев».

В связи с этим абзацы четвертый — двенадцатый считать соответственно абзацами пятым — тринадцатым;

часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

«11. При исчислении среднемесячного заработка учитываются все виды выплат, на которые начислялись страховые взносы»;

з) в статье 45:

пункт 4 части первой исключить;

в части второй:

пункт 2 исключить;

в пункте 4 слова «численность работников, сумму заработной платы» исключить;

часть четвертую исключить;

и) в статье 46:

в части первой слова «сбор и» исключить;

абзац пятый части второй изложить в следующей редакции:

«средств, поступивших от взыскания штрафов и пени со страхователей и их должностных лиц в соответствии с законом»;

і) статью 47 изложить в следующей редакции:

«Статья 47. Порядок определения класса профессионального риска

Определение класса профессионального риска производства по видам экономической деятельности осуществляется Фондом социального страхования от несчастных случаев в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Размер страхового взноса предприятия зависит от класса профессионального риска производства, к которому относится предприятие по виду экономической деятельности. Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, отнесение предприятия к классу профессионального риска производства осуществляется по основному виду его экономической деятельности.

В случае изменения вида экономической деятельности предприятия Фонд социального страхования от несчастных случаев соответственно изменяет принадлежность этого предприятия к классу профессионального риска производства. Изменение класса профессионального риска осуществляется один раз в год по результатам работы страхователя за прошлый календарный год. Новый класс профессионального риска устанавливается с начала текущего года.

В случае систематического нарушения нормативно-правовых актов по охране труда, в результате чего повышается риск наступления несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также в случае непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с законодательством предприятие в любое время по решению соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев может быть отнесено на основании соответствующего представления страхового эксперта, обслуживающего это предприятие, к другому, более высокому классу профессионального риска производства. Такое мероприятие может иметь и обратное действие с начала финансового года, в частности, в случае проведения аттестации и утверждения мероприятий по улучшению условий труда»;

ї) часть первую статьи 48 исключить;

й) статью 49 исключить;

к) в статье 52:

часть вторую исключить;

часть третью изложить в следующей редакции:

«За нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, вызвавших потерю трудоспособности, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление установленной отчетности, представление недостоверной отчетности по страховым средствам, несвоевременное информирование Фонда социального страхования от несчастных случаев о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, происшедших на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия страхователь привлекается к ответственности согласно закону»;

л) в первом предложении части первой статьи 55 слова «суммы страховых взносов» заменить словами «определение класса профессионального риска производства»;

последний абзац пункта 4 раздела XI «Заключительные положения» исключить;

8) в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., № 22, ст. 171, с последующими изменениями):

а) статью 1 дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:

«14) страховые взносы — средства отчислений на страхование на случай безработицы, уплаченные согласно законодательству, действовавшему до вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», средства единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направленные на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в соответствии с пропорциями, определенными законом;

15) минимальный страховой взнос — сумма средств, которая определяется расчетно как произведение размера минимальной заработной платы и размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленных законом, на месяц, за который начисляется заработная плата (доход)»;

б) абзац третий статьи 2 изложить в следующей редакции:

«обязательности страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде, по гражданско-правовому договору, военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, физических лиц — предпринимателей, а также добровольности такого страхования гражданами Украины, работающих за пределами Украины, членами личного крестьянского и фермерского хозяйства, если они не являются наемными работниками»;

в) в статье 4:

часть первую дополнить словами «лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, и физические лица — предприниматели»;

часть вторую исключить;

г) статью 5 исключить;

ґ) в статье 6:

часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Члены личного крестьянского и фермерского хозяйства, если они не являются наемными работниками, граждане Украины, работающие за пределами Украины и не застрахованные в системе социального страхования на случай безработицы страны, в которой они находятся, имеют право на обеспечение в соответствии с настоящим Законом при условии уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины»;

часть четвертую исключить;

часть пятую дополнить словами и цифрами «профилактические мероприятия согласно статье 71 настоящего Закона»;

д) в статье 8:

в части первой слова «проведение сбора и» исключить;

часть третью после слов «настоящим Законом» дополнить словами «другими законами в сфере общеобязательного государственного социального страхования»;

е) абзац одиннадцатый части первой статьи 11 изложить в следующей редакции:

«вносит центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, предложения по размеру части единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемой на страхование на случай безработицы»;

є) в части второй статьи 12:

пункты 1 и 2 исключить;

в абзаце первом пункта 5 слова «начисление, своевременность уплаты страховых взносов, а также» исключить;

ж) абзац второй части первой статьи 16 дополнить словами «в сфере общеобязательного государственного социального страхования»;

з) в статье 17:

название и абзац первый части первой изложить в следующей редакции:

«Статья 17. Страховые взносы

1. Средства, поступающие на страхование на случай безработицы от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, должны обеспечивать»;

части вторую — шестую исключить;

и) статьи 18 и 19 исключить;

і) в абзаце первом части первой статьи 20 слова «в выполнении функций сбора страховых взносов и контроля за их уплатой, по формированию и ведению информационной системы плательщиков страховых взносов путем обмена информацией о застрахованных лицах» исключить;

ї) в статье 21:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«1. Страховой стаж — период (срок), в течение которого лицо подлежало страхованию на случай безработицы и за который ежемесячно уплачены им и работодателем страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.

Период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, кроме пенсий (за исключением пенсии по инвалидности) и выплат по страхованию на случай безработицы, включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса.

2. Страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а за периоды до его внедрения — в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством»;

после части второй дополнить новой частью следующего содержания:

«3. Страховой стаж исчисляется в месяцах. Если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше минимального страхового взноса, этот период зачисляется в страховой стаж по формуле:

ТП = Св : В,

где ТП — продолжительность периода, который зачисляется в страховой стаж и определяется в месяцах;

Св — сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, уплаченного за соответствующий месяц;

В — минимальный размер страхового взноса за соответствующий месяц».

В связи с этим части третью и четвертую считать соответственно частями четвертой и пятой;

й) в статье 34:

часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Фонд имеет право:

пользоваться в установленном порядке сведениями Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, необходимыми для обеспечения выполнения возложенных на него функций;

проверять достоверность сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда, соблюдение порядка использования работодателем выделенных ему средств Фонда и приостанавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, выявления фактов представления им Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств Фонда;

получать необходимые объяснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим в ходе проверки;

взыскивать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные законом за нарушение требований настоящего Закона;

взыскивать в соответствии с законом средства Фонда, выплаченные лицам, зарегистрированным как безработные, в виде материального обеспечения на случай безработицы и израсходованные на предоставление социальных услуг безработным в случае установления факта их получения на основании недостоверных сведений, поданных лицом;

взыскивать с работодателя сумму страховых средств и стоимость социальных услуг, предоставленных безработному в случае восстановления его на работе по решению суда, а также незаконно выплаченные безработному суммы материального обеспечения в случае неуведомления работодателем Фонда о приеме его на работу;

требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физических лиц устранения выявленных фактов нарушения законодательства о страховании на случай безработицы»;

в части второй:

абзац второй исключить;

в абзаце пятом слова «начисление, своевременность уплаты страховых взносов, а также» исключить;

к) в статье 35:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Работодатель обязан:

1) в ходе проверки правильности использования средств Фонда и достоверности поданных работодателем данных, указанных в пункте 2 настоящей части, предоставлять должностным лицам органов Фонда необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки;

2) подавать исполнительной дирекции Фонда в установленном порядке в соответствии с законодательством сведения о:

приеме на работу работников;

размере заработной платы, использовании рабочего времени работников, в том числе принятых по направлению государственной службы занятости с предоставлением работодателю дотации за счет средств Фонда на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных;

выплате застрахованным лицам пособия по частичной безработице;

использовании средств Фонда по другим определенным настоящим Законом направлениям»;

второе предложение абзаца первого части третьей изложить в следующей редакции: «В случае представления недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 части второй настоящей статьи, использования работодателем средств Фонда с нарушением установленного порядка работодатель добровольно или на основании решения суда должен возместить страховщику причиненный ущерб»;

л) статью 38 изложить в следующей редакции:

«Статья 38. Ответственность за нарушение настоящего Закона

1. Работодатель несет ответственность за:

нарушение порядка использования средств Фонда, несвоевременный или неполный их возврат;

несвоевременное представление или непредставление сведений, установленных настоящим Законом;

представление недостоверных сведений об использовании средств Фонда.

2. За нарушение порядка использования работодателем средств Фонда налагается штраф в размере предоставленной Фондом суммы, использованной с нарушением.

3. Своевременно не уплаченные финансовые санкции взыскиваются со страхователя в доход Фонда в порядке, установленном законом.

4. Срок давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины «О занятости населения», не применяется.

5. Право применять финансовые санкции и налагать административные штрафы от имени Фонда должны руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции Фонда — центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, горрайонных, городских и районных в городах центров занятости и их заместители»;

м) абзац пятый пункта 3 раздела VIII «Заключительные положения» изложить в следующей редакции:

«До стабилизации экономического положения в Украине минимальный размер выплат, предусмотренных частями второй и четвертой статьи 23, частью первой статьи 26, частью первой статьи 33 настоящего Закона, определяется правлением Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы при утверждении бюджета Фонда исходя из его реальных возможностей»;

9) в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 14, ст. 71, с последующими изменениями):

а) в статье 2:

пункты 9 и 10 изложить в следующей редакции:

«9) страховой стаж — период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и за которого ежемесячно уплачены страховые взносы (им, работодателем) в сумме не меньше минимального страхового взноса;

10) страховые взносы — средства отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, уплаченные согласно законодательству, действовавшему до вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», средства, поступающие от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые направляются на страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»;

пункт 11 после слов «страховые взносы» дополнить словами «суммы от финансовых санкций и другие поступления в соответствии с законодательством»;

дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12) минимальный страховой взнос — сумма средств, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы и размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленных законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход)»;

б) статью 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Исчисление страхового стажа

1. Страховой стаж — это период (срок), в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и за который ежемесячно уплачены им и работодателем или им страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса, кроме случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.

Период получения выплат по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, кроме пенсий всех видов (за исключением пенсии по инвалидности), включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса.

2. Страховой стаж исчисляется по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а до внедрения такой системы — в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действовавшим законодательством.

3. Страховой стаж исчисляется в месяцах. Если сумма уплаченных за соответствующий месяц страховых взносов меньше минимального страхового взноса, этот период зачисляется в страховой стаж по формуле:

ТП = Св : В,

где ТП — продолжительность периода, который зачисляется в страховой стаж и определяется в месяцах;

Св — сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, уплаченного за соответствующий месяц;

В — минимальный размер страхового взноса за соответствующий месяц.

К страховому стажу приравнивается трудовой стаж, приобретенный работником за время работы на условиях трудового договора (контракта) до вступления в силу настоящего Закона»;

в) в статье 9:

в первом предложении части первой слова «сбор и» исключить;

абзац второй части четвертой после слов «настоящим Законом» дополнить словами «другими законодательными актами»;

г) в статье 13:

в пункте 1 слова «сбор и» исключить;

в пункте 4 слова «осуществляет контроль за правильным начислением, своевременной уплатой страховых взносов, а также» исключить;

в абзаце втором пункта 6 слова «страховых взносов» заменить словами «страховых средств на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемых на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»;

ґ) в части первой статьи 19:

в пункте 1 слова «настоящим Законом» заменить словом «законом»;

после пункта 5 дополнить новым пунктом следующего содержания:

«6) частичная уплата за путевки на санаторно-курортное лечение».

В связи с этим пункт 6 считать пунктом 7;

д) статьи 21 и 22 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Порядок финансирования Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности страхователей и других получателей страховых средств

1. Финансирование страхователей-работодателей для предоставления материального обеспечения наемным работникам осуществляется районными, межрайонными, городскими исполнительными дирекциями отделений Фонда в порядке, установленном правлением Фонда.

Основанием для финансирования страхователей рабочими органами отделений Фонда является оформленное по установленному образцу заявление-расчет, содержащее информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам.

Районные, межрайонные, городские исполнительные дирекции отделений Фонда осуществляют финансирования страхователей-работодателей в течение десяти рабочих дней после поступления заявления.

Если сумма полученных страхователем от Фонда страховых средств превышает фактические расходы на предоставление материального обеспечения, неиспользованные страховые средства возвращаются в рабочий орган Фонда, осуществивший финансирование, в течение трех рабочих дней.

2. Страхователь-работодатель открывает отдельный текущий счет для зачисления страховых средств в банках в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Страхователь-работодатель, являющийся бюджетным учреждением, открывает отдельный счет для зачисления страховых средств в соответствующем центральном органе исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Средства Фонда, поступающие на указанный счет, учитываются на отдельном субсчете.

Страховые средства, зачисленные на отдельный текущий счет в банке или на отдельный счет в соответствующем центральном органе исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств (далее — отдельный счет), могут быть использованы страхователем исключительно на предоставление материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам.

Страховые средства, зачисленные на отдельный счет, не могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов, на взыскание на основании исполнительных и других документов, по которым осуществляется взыскание в соответствии с законом.

В случае возбуждения производства по делу о банкротстве страхователя-работодателя страховые средства, зачисленные на отдельный счет, возвращаются в районную, межрайонную, городскую исполнительную дирекцию отделения Фонда, которая в дальнейшем обеспечивает предоставление материального обеспечения застрахованным лицам. Финансирование такого страхователя исполнительной дирекцией отделения Фонда прекращается.

3. Частичное финансирование санаториев-профилакториев, детско-юношеских спортивных школ, детских оздоровительных заведений осуществляется Фондом в порядке, установленном правлением Фонда.

Статья 22. Порядок уплаты и возмещения страховых средств страхователями, другими получателями средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности

1. Частичная плата за путевки на санаторно-курортное лечение перечисляется страхователями в орган Фонда, предоставивший путевку, в порядке, установленном правлением Фонда.

2. Страхователи, другие получатели средств Фонда обязаны в десятидневный срок после получения решения органа Фонда о возврате средств перечислить страховые средства, использованные с нарушением установленного порядка использования, а также финансовые санкции, определенные в статье 30 настоящего Закона.

3. Если страхователи и другие получатели страховых средств считают, что орган Фонда неправильно определил суммы страховых средств, использованных с нарушением установленного порядка, и финансовых санкций или принял какое-либо иное решение, противоречащее законодательству об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, или выходящее за рамки его компетенции, такие страхователи и другие получатели страховых средств в течение десяти календарных дней со дня получения такого решения имеют право в письменной форме обратиться в указанный орган Фонда с жалобой о пересмотре этого решения.

Орган Фонда обязан принять мотивируемое решение и направить его в течение 20 календарных дней после получения жалобы страхователя, другого получателя страховых средств в их адрес по почте с уведомлением о вручении или предоставить под роспись. Если орган Фонда направляет решение о полном или частичном отказе в удовлетворении жалобы, страхователи и другие получатели страховых средств в течение десяти календарных дней со дня получения ответа имеют право обратиться с повторной жалобой в органы Фонда вышестоящего уровня или в суд»;

е) статьи 23 и 24 исключить;

є) в статье 27:

пункты 3 и 5 части первой изложить в следующей редакции:

«3) получать в органах Фонда бесплатно информацию о порядке использования средств Фонда»;

«5) на финансирование из средств Фонда фактических расходов по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»;

в части второй:

пункт 2 исключить;

в пункте 5 слова «исчисления и уплаты страховых взносов» исключить;

пункты 6 и 7 исключить;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) предоставлять исполнительной дирекции отделения Фонда сведения о материальном обеспечении и социальных услугах в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном правлением Фонда»;

дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) в случае возбуждения производства по делу о банкротстве возвратить Фонду страховые средства, зачисленные на отдельный счет»;

часть третью исключить;

ж) в статье 28:

в части первой:

в пункте 2 слова «уплаты страховых взносов и» исключить;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) проводить проверку правильности использования страховых средств на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, у физических лиц, использующих труд наемных работников»;

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) пользоваться сведениями Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, необходимыми для обеспечения выполнения возложенных на него функций»;

пункт 3 части второй изложить в следующей редакции:

«3) осуществлять контроль за соблюдением порядка использования страхователем страховых средств»;

з) в части первой статьи 29:

в пункте 2 слова «и условия уплаты страховых взносов и» исключить;

в пункте 4 слова «и уплаты страховых взносов» исключить;

и) статью 30 изложить в следующей редакции:

«Статья 30. Ответственность за нарушение установленного порядка использования страховых средств

1. Страхователи и другие получатели страховых средств в случае нарушения порядка использования страховых средств возмещают Фонду в полном объеме неправомерно израсходованную сумму страховых средств и/или стоимость предоставленных социальных услуг и уплачивают штраф в размере 50 процентов такой суммы.

За несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств в соответствии с частью первой статьи 21 и статьей 22 настоящего Закона на страхователей и других получателей средств Фонда налагается штраф в размере 10 процентов несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств.

Одновременно на суммы несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств и штрафных санкций начисляется пеня в размере 0,1 процента указанных сумм средств, рассчитанная за каждый день просрочки платежа.

2. За нарушение порядка использования страховых средств, несвоевременный или не в полном объеме возврат страховых средств в соответствии с частью первой статьи 21 и статьей 22 настоящего Закона, несвоевременное представление или непредставление отчетности об использовании средств Фонда, других сведений, предусмотренных настоящим Законом, страхователь, другой получатель страховых средств несет ответственность согласно закону.

3. Своевременно не уплаченные и не возмещенные страховые средства в соответствии с частью первой статьи 21 и статьей 22 настоящего Закона и финансовые санкции, предусмотренные частью первой настоящей статьи, взыскиваются со страхователя, другого получателя средств Фонда в доход Фонда в порядке, установленном законом.

4. Право рассматривать дела об административных правонарушениях и применять финансовые санкции должны руководитель исполнительной дирекции Фонда, его заместители, руководители исполнительных дирекций отделений Фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители, руководители районных, межрайонных, городских, районных в городах исполнительных дирекций отделений Фонда»;

і) в статье 35:

абзац первый части второй заменить тремя абзацами следующего содержания:

«2. Пособие по временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, выплачивается Фондом застрахованным лицам, начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановлению трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией (далее — МСЭК) инвалидности (установления другой группы, подтверждения ранее установленной группы инвалидности), независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством.

Оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, осуществляется за счет средств работодателя в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Пособие по временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, выплачивается Фондом застрахованным инвалидам, работающим на предприятиях и в организациях обществ УТОГ и УТОС, начиная с первого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством».

В связи с этим абзацы второй и третий считать соответственно абзацами четвертым и пятым;

в абзаце третьем части третьей слова «абзацем вторым» заменить словами «абзацем четвертым»;

ї) в статье 50:

в абзаце первом части первой слова «за счет уплаченных застрахованными лицами страховых взносов» исключить;

часть четвертую исключить;

й) часть четвертую статьи 52 изложить в следующей редакции:

«4. Пособие на погребение назначается не позднее дня, наступающего за днем обращения, и выплачивается не позднее следующего рабочего дня после получения страхователем страховых средств от Фонда в соответствии с настоящим Законом»;

10) в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., № 31–32, ст. 263; 2005 г., № 16, ст. 257; 2006 г., № 27, ст. 234, № 37, ст. 310; 2010 г., № 18, ст. 140):

а) абзац одиннадцатый части первой статьи 1, абзац восьмой части первой статьи 36, абзац десятый части первой статьи 37, абзац шестой части девятой статьи 47 исключить;

б) в тексте Закона слова «фонды социального страхования» во всех падежах и «и фондов социального страхования» исключить;

11) подпункт 11 пункта 11 раздела VIIІ утратил силу.

12) в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., № 49–51, ст. 376, с последующими изменениями):

а) абзацы девятый, двадцать первый, тридцать четвертый и тридцать шестой статьи 1 изложить в следующей редакции:

«минимальный страховой взнос — сумма средств, которая определяется расчетно как произведение размера минимальной заработной платы и размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленных законом, на месяц, за который начисляется заработная плата (доход)»;

«персонифицированный учет в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее — персонифицированный учет) — организация и ведение учета сведений о застрахованном лице, который осуществляется в соответствии с законодательством и используется в системе общеобязательного государственного социального страхования в установленном законодательством порядке»;

«страховые взносы — средства отчислений на социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченные (подлежащие уплате) согласно законодательству, действовавшему ранее; поступления от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемые на общеобязательное государственное пенсионное страхование»;

«страхователи-работодатели и другие лица, которые согласно закону уплачивают единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и/или являются плательщиками в соответствии с настоящим Законом»;

б) абзацы четвертый и пятый части второй статьи 5 исключить;

в) в части третьей статьи 8 слова «установленных настоящим Законом» заменить словами «установленных законом»;

г) в пункте 2 части первой статьи 11 слова «и фермерских хозяйств» исключить;

ґ) в абзаце третьем пункта 1 статьи 14 слова «и фермерские хозяйства» исключить;

д) пункты 4 и 5 части первой, пункты 2 и 3 части второй статьи 16 после слов «в системе персонифицированного учета» дополнить словами «и Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования»;

е) статьи 17–19 исключить;

є) в части первой статьи 21:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Учет всех застрахованных лиц и персонифицированный учет поступлений от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также персонифицированный учет средств накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляются в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;

после абзаца первого дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Персонифицированный учет в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования является составной частью Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, порядок ведения которого устанавливается Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

В связи с этим абзацы второй — тринадцатый считать соответственно абзацами третьим — четырнадцатым;

ж) часть вторую статьи 40 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«При исчислении коэффициента заработной платы (дохода) за периоды уплаты страховых взносов за застрахованных лиц, указанных в пунктах 8, 13 и 14 статьи 11 настоящего Закона, учитывается минимальный размер заработной платы»;

з) пункт 1 статьи 41 изложить в следующей редакции:

«1) суммы выплат (дохода), получаемых застрахованным лицом после вступления в силу настоящего Закона, с которых согласно настоящему Закону были фактически начислены (исчислены) и уплачены страховые взносы в пределах установленной законодательством максимальной величины заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, а после вступления в силу Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» — максимальной величины базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, определенной согласно закону»;

и) в части первой статьи 61:

в пункте 11 слова «настоящего Закона» заменить словом «закона»;

пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12) подает на рассмотрение центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, предложения по размеру страховых взносов, средств от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемых на общеобязательное государственное пенсионное страхование, размеру повышения пенсии, предусмотренного частью второй статьи 42 настоящего Закона»;

і) в статье 64:

в части первой:

пункт 1 дополнить словами «и другими законами Украины»;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) проводить плановые и внеплановые проверки в порядке, предусмотренном законом»;

пункты 3 и 5 исключить;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) изымать в установленном законодательством порядке у предприятий, учреждений, организаций и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности документы, свидетельствующие о нарушении порядка использования средств Пенсионного фонда и Накопительного фонда»;

в пункте 10 слова «начисления, исчисления и уплаты страховых взносов» исключить;

в части второй:

пункт 8 после слова «обеспечивать» дополнить словами «согласно закону»;

пункт 9 после слова «осуществлять» дополнить словами «согласно закону»;

пункт 10 после слова «предоставлять» дополнить словами «согласно закону»;

пункты 15 и 19 изложить в следующей редакции:

«15) подавать в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения, актуарные расчеты с предложенным на следующий год размером страховых взносов, средств единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемых на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе части страховых взносов, направляемых в Накопительный фонд»;

«19) вести в соответствии с законодательством общий реестр плательщиков страховых взносов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и в составе этого реестра — реестр плательщиков страховых взносов в солидарную систему и накопительную систему пенсионного страхования»;

ї) пункт 1 части первой статьи 72 изложить в следующей редакции:

«1) поступления от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, направляемые на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в размерах, определенных законом, кроме части страховых взносов, направляемой в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования»;

й) части первую — девятую статьи 106 исключить;

к) в разделе XV «Заключительные положения»:

в пункте 8:

в подпункте 1 слова и цифры «страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему (кроме страховых взносов, которые перечисляются лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 11 и в статье 12 настоящего Закона, а также страховых взносов, уплаченных за лиц, указанных в пунктах 8, 13, 14, 17 статьи 11 настоящего Закона), уплачиваются страхователями и застрахованными лицами на условиях и в порядке, определенных настоящим Законом, и в размерах, предусмотренных Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» для соответствующих плательщиков сбора» исключить;

подпункты 2–5 исключить.

12. Кабинету Министров Украины:

1) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом и принятие актов, необходимых для его реализации;

2) в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить внедрение удостоверения застрахованного лица, предусмотренного настоящим Законом.

 

Президент Украины В. Янукович

Реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше