Необходимо ли проводить процедуры закупки при возмещении расходов
Бюджетное учреждение арендует помещение и возмещает арендодателю стоимость тепло-, электро- и водоснабжения. Какая из этих услуг является обязательным объектом для применения закупок через систему Prozorro?
Как предусмотрено п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, публичная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном данным Законом.
При этом согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 договор о закупке — это договор, заключаемый между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривающий предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.
Следовательно, в понимании Закона № 922 закупка услуг — это публичная закупка, а в случае, если стоимость предмета закупки таких услуг равна или превышает 200 тыс. грн., такую закупку заказчик должен проводить через электронную систему Prozorro.
Вместе с тем ч. 3 ст. 2 Закона № 922 содержит исключения, т. е. перечень случаев, на которые не распространяется действие данного Закона. В частности, одним из таких исключений является приобретение, аренда земли, зданий, прочего недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, прочее недвижимое имущество.
Поскольку помещение можно отнести в данном случае к понятию «прочее недвижимое имущество», то закупка услуг по аренде помещения осуществляется без применения Закона № 922. Следовательно, нет необходимости проводить такую закупку в Prozorro.
Вместе с тем в настоящее время наблюдается ситуация, когда некоторые предприятия, учреждения, организации с целью прозрачности и открытости использования средств, их экономии, обеспечения конкуренции проводят в электронной системе закупок Prozorro закупки даже в необязательных случаях.
Если же заказчик осуществляет возмещение расходов за услуги (либо товары), то в таком случае факт закупки услуг (либо товаров) в понимании норм Закона № 922 не происходит, поскольку такой заказчик не приобретает права собственности на указанные услуги или товары.
Поэтому если заказчик расходует бюджетные средства именно как возмещение (компенсацию) арендодателю стоимости тепло-, электро- и водоснабжения, а не для приобретения товаров, работ или услуг, и заключение договора о закупке не предусматривается, то процедуру публичных закупок такой заказчик не осуществляет.
Следовательно, возмещение арендодателю стоимости тепло-, электро- и водоснабжения не является закупкой в понимании Закона № 922 и не зависимо от суммы такого возмещения учреждение (арендатор) не должно для этого применять Закон № 922.
Как правильно провести закупку на возмещение расходов для приобретения лекарственных средств по бесплатным рецептам врачей для пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС?
Аналогично предыдущей ситуации, в понимании Закона № 922 возмещение расходов для приобретения лекарственных средств по бесплатным рецептам врачей не является публичной закупкой. Поэтому, если учреждение возмещает расходы на приобретение лекарственных средств, оно не применяет Закон № 922.
Зато, если такое учреждение-заказчик само получает средства в качестве возмещения расходов на приобретение лекарственных средств и планирует осуществить за счет таких полученных средств закупку товаров, работ или услуг, а ожидаемая стоимость предмета закупки превышает стоимостные пределы, установленные ч. 1 ст. 2 Закона № 922, то данный Закон следует применять и проводить соответствующую процедуру публичной закупки через электронную систему закупок Prozorro.
Учреждение заключило договор о возмещении расходов на оплату коммунальных услуг на сумму 55 тыс. грн. Нужно ли регистрировать отчет по такому договору в системе Prozorro?
Не нужно. Возмещение коммунальных услуг не является закупкой в понимании Закона № 922. Поэтому, не зависимо от суммы такого возмещения, Закон № 922 не применяется к возмещению расходов на оплату коммунальных услуг.
Об определении предмета закупки
Разработка проектно-сметной документации относится к работам в определении, приведенном в п. 22 ч. 1 Закона № 922. Но в Едином закупочном словаре ДК 021:2015 под номером 71320000-7 указаны услуги по инженерному проектированию.
Допустимо ли применение этого кода для такого вида работ, как разработка проектно-сметной документации на реконструкцию определенного объекта (например, котельной)?
Да, действительно, проектирование в строительстве согласно Закону № 922 является работой, а не услугой.
Наряду с этим предмет закупки работ определяют по объекту строительства с указанием в скобках предмета закупки согласно показателям второй — пятой цифр ДК 021:2015. Такой механизм определения предмета закупки работ указан в разд. III Порядка № 454.
При этом отметим, что упомянутый ДК 021:2015 состоит из основного и дополнительного словарей.
Основной словарь базируется на системе кодов, которые имеют иерархическую структуру и состоят из девяти цифр; группы цифр, в свою очередь, соответствуют наименованию, которое описывает товары, работы и услуги, составляющие предмет контракта.
Дополнительный словарь содержит более подробное описание предмета контракта. Он базируется на системе азбучно-цифровых кодов, которым соответствует формулировка, детализирующая характер или назначение товаров. Азбучно-цифровой код состоит из трех уровней:
— первый уровень составляет буква, обозначающая секцию;
— второй уровень — буква, обозначающая группу;
— третий уровень — три цифры, обозначающие подразделение.
Последняя цифра — контрольная.
Да, действительно, согласно основному словарю ДК 021:2015 проектирование указано как услуга.
В то же время согласно дополнительному словарю ДК 021:2015 проектирование и строительство содержатся под одним азбучно-цифровым кодом в секции I (Дополнительные характеристики строительства/работ) группы А, а именно: IА01-9.
Учитывая это, в любом случае при определении предмета закупки работ решающим является объект строительства, например котельная. То есть в данном случае следует сложить ожидаемые стоимости всех работ по проектированию котельной, и такая общая сумма работ будет ожидаемой стоимостью предмета закупки по этому объекту строительства.
Каков порядок закупки продуктов питания для детского сада, если это около 25 названий: крупы, овощи, фрукты, молочные продукты? При этом стоимость каждого наименования товара не подпадает под критерии закупок, т. е. составляет менее 200 тыс. грн.
Основным документом, регулирующим вопросы определения предмета закупки, является Порядок № 454.
Taк, п. 1 этого Порядка предусмотрено, что предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основании ДК 016:2010 по показателю 5-го знака с указанием в скобках предмета закупки согласно показателям третьей — пятой цифр основного словаря ДК 021:2015, а также конкретного названия товара или услуги.
Следовательно, в первую очередь заказчик должен определять предмет закупки по указанному Порядку. Если стоимость каждого из предметов закупки таких продуктов питания (крупы, овощи, фрукты, молочные продукты и т. п.) не будeт превышать 200 тыс. грн., то заказчик может не проводить процедуру закупки согласно Закону № 922 и заключить прямой договор.
Так, в этом случае согласно ДК 016:2010 по показателю 5-го знака овощи делятся на:
01.13.1 Овощи листовые (а по показателю 6-го знака в эту категорию включены, в частности, 01.13.12 капуста, 01.13.13 капуста цветная и капуста брокколи, 01.13.16 шпинат);
01.13.2 Культуры бахчевые;
01.13.3 Культуры овощные плодоносящие, прочие (по показателю 6-го знака в эту категорию включены, в частности, 01.13.31 перец стручковый острый и сладкий (только рода Capsіcum), 01.13.32 огурцы и корнишоны, 01.13.33 баклажаны, 01.13.34 помидоры);
01.13.4 Овощи корнеплодные, луковичные и клубнеплодные;
01.13.5 Корнеплоды и клубни съедобные с высоким содержанием крахмала и инулина;
01.13.7 Свекла сахарная и семена сахарной свеклы;
01.11.6 Овощи бобовые свежие (по показателю 6-го знака в эту категорию включены, в частности, 01.11.61 фасоль свежая, 01.11.62 горох свежий).
Согласно ДК 016:2010 по показателю 5-го знака фрукты подразделяются на:
01.21.1 Виноград;
01.22.1 Плоды тропических и субтропических культур (по показателю 6-го знака в эту категорию включены, в частности, 01.22.12 бананы, 01.22.11 авокадо, 01.22.13 финики, 01.22.14 инжир);
01.23.1 Плоды цитрусовых культур;
01.24.1 Яблоки;
01.24.2 Плоды зернышковых и косточковых культур, прочие (по показателю 6-го знака в эту категорию включены, в частности, 01.24.21 груши, 01.24.22 айва, 01.24.23 абрикосы, 01.24.24 вишни, 01.24.25 персики, 01.24.26 нектарин, 01.24.27 сливы).
Согласно ДК 016:2010 по показателю 5-го знака молочные продукты относятся к категории:
10.51.1 Молоко и сливки, жидкостные, обработанные.
Согласно ДК 016:2010 по показателю 5-го знака крупы подразделяются на:
01.11.1 Пшеница;
01.11.2 Кукуруза;
01.11.3 Ячмень, рожь и овес;
01.11.4 Сорго, просо и другие зерновые культуры;
01.12.1 Рис нешелушеный;
10.61.1 Рис полуобрушенный или полностью обрушенный, либо шелушеный или дробленый;
10.61.3 Крупы, крупка, гранулы и другие продукты из зерна зерновых культур.
Как видим, овощи, фрукты, молочные продукты и крупы — это разные предметы закупок по показателям 5-го знака ДК 016:2010. Поэтому для правильного принятия решения о необходимости применения Закона № 922 заказчик должен исходить из ожидаемой стоимости каждого отдельного предмета закупки.
Поэтому если стоимость такого отдельного предмета закупки меньше 200 тыс. грн., то это «допороговая» закупка. А следовательно, заказчик может либо заключить прямой договор, либо провести такую закупку в электронной системе закупок Prozorro.
А если стоимость, например, фруктов (таких, как груши, абрикосы, персики, нектарин, сливы, вишни) отдельно меньше 200 тыс. грн., но вместе равна или превышает эту сумму, то в таком случае необходимо проводить процедуру закупки согласно Закону № 922, поскольку предметом закупки будет:
01.24.2 Плоды зернышковых и косточковых культур, прочие.
При этом для увеличения конкуренции заказчик может разделить такой предмет закупки на лоты по показателям 6-го знака ДК 016:2010 (которые указаны нами выше).
Есть проект на общую сумму 294 тыс. грн., в состав которого включены следующие расходы: капитальный ремонт братской могилы воинам-освободителям — 70 тыс. грн., установка лавочек и урн для мусора — 20 тыс. грн., укладка тротуарной плитки по территории парка — 204 тыс. грн.
Возможно ли заключить договоры на каждый вид работ с разными подрядчиками без проведения процедуры публичных закупок или это все же один предмет закупки?
Как предусмотрено п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в пределах единой процедуры закупки, в отношении которых участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (при применении переговорной процедуры закупки). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом.
При этом согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 к работам относят: проектирование, строительство новых, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и реставрацию существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническую переоснастку действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковую фотосъемку и прочие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих работ.
Согласно разд. III «Определение предмета закупки работ» Порядка № 454 определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Госслужбы автодорог от 23.08.2011 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки согласно показателям второй — пятой цифр ДК 021:2015.
При этом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 не содержит определения термина «объект строительства». В то же время согласно разд. 3 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 в этом стандарте термины употребляются согласно ДБН А.2.2-3.
Согласно п. 3.12 разд. 3 ДБН А.2.2-3-2014 объект строительства — это дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы или части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.
При этом часть дома, здания, сооружения — это определенная проектной документацией на реконструкцию или капитальный ремонт часть существующего объекта, введенного в эксплуатацию в установленном порядке.
Следовательно, при определении предмета закупки работ необходимо исходить из понятия «объект строительства» с учетом ожидаемой стоимости для всего объема работ по каждому отдельному их виду.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 922 этот Закон применяется к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.
Поскольку проект по объекту утвержден на общую сумму 294 тыс. грн. (в состав которого включены работы по капитальному ремонту — 70 тыс. грн., работы по установке лавок и урн для мусора — 20 тыс. грн., работы по укладке тротуарной плитки на территории парка — 204 тыс. грн.), что меньше стоимостных пределов применения Закона № 922 для работ — 1,5 млн грн., то заказчик может заключить отдельные прямые договоры на каждый вид работ с разными подрядчиками без проведения процедуры публичных закупок.
Другие вопросы
Нужно ли через Prozorro выбирать учебное заведение для профессиональной адаптации (обучения) участников АТО? Можно ли действовать как раньше и заключить соглашение с заведением, которое избрал участник АТО, без Prozorro?
В подобных ситуациях все зависит от стоимости предмета закупки.
Так, если стоимость предмета закупки услуг по обучению равна или превышает 200 тыс. грн., то заказчик должен применять Закон № 922 и проводить закупки через Prozorro.
Если стоимость услуг по обучению будет менее 200 тыс. грн., то законодатель предоставляет заказчику право использовать электронную систему закупок Prozorro с целью отбора предоставителя услуг для заключения договора.
При этом по допороговым закупкам заказчики также должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленных Законом № 922.
Также напомним: при осуществлении закупок услуг по обучению без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки будет равна или превышать 50 тыс. грн. и будет меньше 200 тыс. грн., заказчик обязательно должен обнародовать отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок Prozorro согласно ст. 10 Закона № 922.
Как действовать в ситуации, если торги состоялись, договор подписан, товар поступил, но он не подошел по параметрам? Как оформить возврат товара?
В такой ситуации советуем действовать согласно условиям, согласованным сторонами в договоре о закупке. В частности, об условиях возврата контрагенту товара ненадлежащего качества, ответственности сторон договора за его невыполнение и т. п.
Что делать, если поставщик, ставший победителем на аукционе электронных закупок, отказывается от поставки товара того качества, которое выставлено в объявлении: вместо бумаги А4 80 г/м2 нам предлагают бумагу А4 75 г/м2 по цене, выставленной в предложениях аукциона?
В такой ситуации советуем не принимать товар, не соответствующий требованиям в отношении него, прописанным в договоре о закупке. При этом следует действовать согласно условиям ответственности сторон договора за его невыполнение. В частности, в отношении начисления контрагенту штрафных санкций за просрочку срока поставки товара надлежащего качества и т. п. Провести претензионную работу. Если контрагент не удовлетворит требования претензии, подать иск в суд.
При этом поскольку в таком случае потребность заказчика в бумаге не удовлетворена, то необходимо провести новую закупку по этому же предмету закупки.
Нормативные документы
Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII.
Порядок № 454 — Порядoк определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.
ДК 016:2010 — Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госкомпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457.
ДК 021:2015 — Национальный классификатор Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.
ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 — ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», принятые приказом Минрегионразвития от 05.07.2013 г. № 293.
ДБН А.2.2-3-2014 — ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденные приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163.