Темы статей
Выбрать темы

Актуальные вопросы алкогольно-табачной отчетности

Шевчук Михаил, налоговый эксперт, m.shevchuk@buhgalter911.com
«Дебютная подача» отчетности алко-табачной розницей позади. Она дала четко понять, что задача эта не из простых и очень уж напоминает Сизифов труд. Снова-таки налоговики показали себя совсем не с лучшей стороны. По ставшей уже привычной традиции, скупые разъяснения появились лишь накануне истечения предельного срока подачи отчетов. В сегодняшней статье мы их и соберем воедино. Да, уже получается пост­фактум. Но поскольку об отмене данной напасти речи пока не идет, в будущем пригодится.
розничная торговля алкоголем и табачными изделиями, отчетность

Электронный и точка!

Многие пострадали от того, что подавать эти отчеты возможно исключительно в электронной форме, а для этого необходимо было позаботиться о заключении с налоговиками договора о признании электронной отчетности. Тем, кто не сделал этого заблаговременно, мягко говоря, не позавидуешь ☹…

Хотя если задержка в подписании договора случилась по вине налоговиков, можно попробовать отстоять свою правоту в суде1. Если в результате нерасторопности налоговиков вам придется «ответить» за неподачу отчетов, то игра точно «стоит свеч».

1 Вам может быть полезной статья «Налоговики медлят с подписанием договора о признании электронной отчетности: как действовать?» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 6.

img 1Очередной предельный срок подачи отчетов, получается, уже за май, — четверг, 9 июня ( ч. 3 ст. 16 Закона № 4812, п. 5 разд. І Порядка заполнения формы № 1-РА3 п. 6 разд. І Порядка заполнения формы № 1-РТ4, консультация ГФСУ в категории 115.05 ЗІР).

2 Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

3 Порядок заполнения формы отчета № 1-РА «Отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков в розничной сети», утвержденный приказом Минфина от 11.02.2016 г. № 49.

4 Порядок заполнения формы отчета № 1-РТ «Отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий в розничной сети», утвержденный приказом Минфина от 11.02.2016 г. № 49.

Точность близится к максимальной!

Наличие в отчетах таких «мерил», как тысячи декалитров (для алкогольных напитков), миллионы штук (для большинства табачных изделий) и тонны (для прочих табачных изделий, которые не измеряют в миллионах штук), когда речь идет о розничной торговле, мягко говоря, не совсем разумно. В связи с этим закономерно возник вопрос: с какой точностью необходимо приводить данные? Ответы на него (как в части алкоголя, так и в части табачных изделий) можно найти в категории 115.03 ЗІР. Причем в обоих случаях ответы одинаковые: данные нужно указывать с точностью до шести знаков после запятой.

В части алкогольных напитков это должно устранить возможные недопонимания. Вопросы могут остаться лишь при реализации алкоголя в «экстравагантной» таре (к примеру, объемом 375 мл). В таком случае, считаем, пользоваться необходимо общепринятыми правилами округления (в силу отсутствия других разъяснений). Так, 375 мл следует показать в отчете как 0,000038 тыс. дал.

В части табачных изделий сделано одно важное уточнение: «1 сигара отображается как 0,000001 млн штук, одна пачка сигарет с фильтром5 (20 шт.6) — как 0,000020 млн штук, табачные изделия, учитываемые в единицах массы, отражаются в тоннах: 1 г = 0,000001 т».

5 Считаем, что аналогичные рекомендации должны касаться и сигарет без фильтра, которыми, кстати говоря, являются и сигареты с мундштуком.

6 Соответственно, если в одной пачке 10 штук сигарет, ее следует отражать как 0,000010 млн шт. и т.д.

img 2То есть несмотря на то, что в отчете некоторые виды табачных изделий приводятся в тоннах, фактически нужно быть точными до грамма!

Вина, виноматериалы и ликеро-водочные изделия: и вместе, и врознь?!

Мало того что у бухгалтеров возникли сложности с классификацией различных алкогольных напитков, ту еще проблему им «подсунул» Минфин в  приложении к приказу № 49, где приведен перечень кодов продукции. Все бы ничего, не будь в них «обобщающих» позиций «Вина виноградные» (код 33), «Виноматериалы виноградные» (код 40) и «Ликеро-водочные напитки» (код 59). Они, в свою очередь, включают более детализированные позиции (включающие словосочетание «в том числе»). Например, есть «обобщающая» позиция «Вина виноградные» (код 33), «в продолжение» которой идут: «в том числе вина виноградные столовые сухие ординарные» (код 34), «в том числе вина виноградные столовые полусухие» (код 35), «в том числе вина виноградные столовые полусладкие» (код 36), «в том числе вина виноградные крепленые ординарные» (код 37), «в том числе вина виноградные столовые сухие марочные» (код 38), «в том числе вина виноградные крепленые марочные» (код 39).

И вот в последние дни подачи отчетов в ЗІР (категория 115.05) появилось разъяснение, обязующее налогоплательщиков дважды отражать продукцию, подпадающую под эти коды.

img 3«Продукция, которая относится к кодам 34 — 39, 41 — 46, 60 — 63, отражается в отчетах о производстве и обороте спирта, алкогольных напитков дважды: первый раз как самостоятельный код и вид продукции (34 — 39, 41 — 46, 60 — 63) и второй — в составе соответствующего кода вида продукции, в состав которого такой код и вид отнесены (33, 40, 59)».

При этом не отражение в отчетах объемов продукции в графах «Вид продукции» и «Код продукции», в том числе по кодам 34 — 39, 41 — 46, 60 — 63, по мнению ГФСУ, считается предоставлением отчета с недостоверными данными, независимо от заполнения показателей по кодам 33, 40, 59, и влечет применение штрафов…

Сложно разглядеть подобную логику в порядках заполнения форм. Тем не менее считаем, что требование об отражении объемов продукции в строках 34 — 39, 41 — 46, 60 — 63 должно быть соблюдено. А вот «суммирование» объемов по кодам 33, 40 и 59 уже не так однозначно. По нашему мнению, при соблюдении первого условия (указании объемов по детализированным кодам) и несоблюдении второго (указании суммарных объемов) с наложением штрафа (если оно последует) можно будет побороться.

Неоднозначным моментом указанной консультации является также следующий момент. Налоговики указали, что значение показателей продукции по коду 33 «Вина виноградные» должно равняться или превышать суммарное значение показателей по кодам 34 — 39. То же самое касается кодов 40 и 59 (подчиненные им коды подвидов продукции 41 — 46 и 60 — 63 соответственно), причем ключевым здесь является выражение «или превышать».

В каких случаях возможно такое превышение? Вывод напрашивается следующий: в случае использования кода продукции 83 «Прочее (не указанно в этом перечне)». При этом вид продукции, приведенный по этому коду, должен являться составляющей кода 33, 40 или 59.

Несколько лицензий? Скажите сколько!

Вернее, укажите. Напомним: в «шапке» как «алкогольного», так и «табачного» отчета присутствует место для указания реквизитов лицензии (регистрационного номера и срока действия), на основании которой осуществляется деятельность по продаже соответствующих продуктов. А если действующих лицензий несколько? «Проще простого», — говорит ГФСУ. В таком случае вместо регистрационных номеров таких лицензий нужно указать количество полученных лицензий. Срок действия лицензий при этом не заполняется (категория 115.03 ЗІР).

img 4Такая позиция, бесспорно, «на руку» налогоплательщикам. Но следует учесть, что из порядков заполнения форм № 1-РА и № 1-РТ она прямо не следует, потому за развитием событий необходимо следить (вдруг налоговики передумают).

Как уточняться и будет ли ответственность?

Несмотря на отсутствие в отчетах по формам № 1-РА и № 1-РТ специальных ячеек для указания их статуса (отчетный, отчетный новый или уточняющий), отправка отчетных новых отчетов до истечения граничного срока была вполне возможной.

img 5В OPZ для этого было достаточно создавать обычную отчетную форму, а при сохранении в графе «Стан» просто поставить отметку «Новий звітний».

А вот с уточняющими отчетами не все так просто. Их подача не предусмотрена ни самими отчетными формами, ни порядками их заполнения. В устной форме налоговики на местах до недавнего времени отрицали возможность подачи «уточненок». Усугубляется ситуация тем, что под 17-тысячный штраф согласно абз. 18 ч. 2 Закона № 481 попадает как непредставление и несвоевременное представление отчетов, так и представление их с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Что же делать плательщикам, допустившим ошибки или неточности при подаче отчетов? «Залечь на дно» (ведь попытка подачи отчета по истечении предельного срока сама по себе может быть расценена налоговиками как основание для начисления штрафа) или все же попробовать исправиться?

В последнем случае ГФСУ совсем недавно рекомендовала налогоплательщикам обращаться письменно в контролирующий орган с обоснованием обстоятельств ошибочно представленной отчетности и просьбой ее непризнания. После чего нужно повторно сформировать и подать с исправленными показателями такой отчет.

Данные выводы главное налоговое ведомство закрепило в категории 115.05 ЗІР. Но при этом налоговики не преминули воспользоваться возможностью напомнить о применении к плательщикам штрафов ☹.

Решать, как быть, в конечном итоге, вам. Но, как видим, надеяться на либеральность налоговиков в этом вопросе, учитывая, что это была всего лишь «первая попытка» подачи таких отчетов, тщетно. Самоисправление, надо полагать, от штрафа не избавит, а, возможно, даже «приблизит» его наложение.

img 6Сейчас предусмотрен единый размер штрафа, и равен он 17000 грн. img 7Заметим, что поднятая бухгалтерской общественностью протестная волна тем временем никакой ответной реакции не вызвала. Так что на положительные изменения пока надежда слабая.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше