Темы статей
Выбрать темы

Перепродать талоны дяде?..

Голенко Александр, шеф-редактор
Предприятия, использующие в хозяйственной деятельности собственный или арендованный автотранспорт, нередко предпочитают талонный вариант приобретения топлива для его заправки. Зачастую топливо приобретается «с запасом» и тогда возникает вопрос: а можно ли продать часть неиспользованных талонов другому субъекту хозяйствования?

топливо по талонам

Давайте-ка сразу же переформулируем исходный вопрос, и вот почему.

Прочитав о продаже топлива по талонам в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 36 — 37, с. 30, вы четко уяснили, что талон — это документ, лишь подтверждающий право его владельца (покупателя топлива) получить на АЗС определенное количество своего топлива определенной марки… Уточним: предельный срок получения топлива по талонам, как правило, в них указан и должен соблюдаться.

img 1

Обратите внимание: речь здесь пойдет именно о своем топливе, ранее приобретенном предприятием по безналичной предоплате, которое было передано АЗС на временное хранение и, разумеется, оприходовано на основании накладной продавца с одновременным получением от него соответствующих талонов, подтверждающих право на заправку таким топливом на АЗС.

Поэтому в покупке у вас кем-то таких талонов ровно столько же бессмыслицы, как, например, в покупке упомянутых расходных накладных на топливо. То есть это абсолютно бессмысленно и бесполезно. Другое дело — покупка собственно топлива.

Так что давайте разбираться в ситуации, когда предприятие, которое:

(1) предоплатило топливо по безналичному расчету согласно договору купли-продажи;

(2) получило (и оприходовало) это топливо согласно расходной накладной поставщика;

(3) передало это топливо для временного хранения на АЗС согласно договору (ответственного) хранения*,

принимает решение остаток этого топлива (как «неликвиды») продать на сторону — тоже по безналичному расчету.

* Операции (1) и (3) могут осуществляться в рамках единого смешанного договора.

«До полного!»

Очевидно, что вы — как собственник топлива — вправе распорядиться им по своему усмотрению — в том числе продать, и в частности — по договору купли-продажи.

Уточним, что вопреки расхожему мифу для этого вам не потребуется никаких специальных документов разрешительного характера (лицензий). Ведь этого вида деятельности не было ни в ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ (кроме торговли жидким топливом из биомассы и биогазом), ни в ст. 7 заменившего его с 28.06.2015 г. нового Закона Украины «О лицензировании видов предпринимательской деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VІІІ.

Единственное формальное ограничение — это запрет единщикам продавать подакцизные товары,

установленный п.п. 3 п.п. 291.5.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Впрочем, в данной конкретной ситуации, сказав о таком запрете, мы не можем ограничиться тем, чтобы просто поставить жирную точку… Смотрите, почему.

Анализируя ранее* подобную ситуацию с продажей ЮРЕНом числившегося до этого у него на балансе как объект основных средств легкового автомобиля — внимание! — тоже формально считающегося подакцизным товаром, мы ссылались на лояльную консультацию налоговиков из подкатегории 108.12 БЗ, в которой такая продажа не признавалась запрещенной!

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 96, с. 41.

К сожалению, тут есть два минуса: 1) до сегодня эта консультация не дожила (была исключена из БЗ в новогоднем реформаторском запале, хотя никаких новых норм, которые изменяли бы вывод БЗ на противоположный, в НКУ внесено не было); 2) в ней прямо говорилось совсем о другом подакцизном объекте продажи — легковом автомобиле (а не топливе)… ☹

Но есть и плюс. Это главный аргумент той консультации, состоящий в том, что запрет НКУ установлен именно на деятельность (читай — систематическую деятельность) по продаже подакцизных товаров, а разовая продажа неликвидного легкового авто (а от себя добавим: и разовая продажа неликвидного топлива ☺) никак не может считаться такой деятельностью!

Повторим: никакие изменения законодательства с тех пор справедливость этого аргумента не поколебали. Так что если вы работаете на упрощенке, то у вас остаются варианты: либо, заручившись положительной индивидуальной налоговой консультацией, полученной согласно ст. 52 НКУ, продать излишек топлива без затей, либо «продать» его в стоимости оказанных на сторону транспортных услуг или оформив передачу «заправленного» автомобиля в аренду… Ну не выливать же его в самом деле? ☹

Да, и если уж мы решили проехаться по формальностям, то в бухучете (см. пример ниже) доход от продажи этого топлива должен попасть на Кт 712 (как доход от реализации «прочих оборотных активов» — запасов). Ну, и в графе 4 выданной и зарегистрированной налоговой накладной (если, конечно, вы — плательщик НДС) нужно указать соответствующий код УКТВЭД проданного топлива…

Что же касается процедуры передачи топлива новому покупателю, абсолютно безоблачный вариант — подогнать бензовоз на АЗС и залить в него сразу весь объем перепроданного топлива согласно соответствующему количеству талонов до последней капли!.. Разумеется, эти талоны вручите АЗС именно вы.

В противном случае — если купленное у вас топливо будет по вашим талонам получать на АЗС сам новый покупатель, то возможны проблемы, о которых мы вас просто обязаны предупредить.

«А казачок-то засланный!»**

** Из к/ф «Неуловимые мстители».

И проблема тут не в том, что АЗС потребует у предъявителя вашего талона как-то подтвердить его принадлежность к вашей конторе, нет! Талон для того и придуман, чтобы быть «окончательной бумажкой». Если ваш работник, не дай Бог, потеряет талоны — вы тут же на свою беду убедитесь в обезличенности процедуры заправки… ☹

Вопросы тут в другом.

Недаром в указанной статье мы сказали, мол, все тонкости хозяйственных отношений АЗС и клиента должны быть четко прописаны в договоре между ними.

Ведь если копнуть глубже, то почему вообще у вас возникла необходимость перепродажи неиспользованного топлива? Почему бы вам по-хорошему не вернуть его поставщику вместе с талонами? Да потому что на практике поставщик, как правило, включает в договор обязанность покупателя выбрать все купленное топливо в строго ограниченное время. И еще оговорки, препятствующие односторонним изменениям его базовых условий (тем более — в интересах третьей стороны). А тут получится, что формально стороной договора ответственного хранения топлива осталось ваше предприятие (и оплата хранения ваша), а собственник хранимого топлива — уже другое лицо?!

Жизнь подсказывает массу спорных ситуаций, которые могут вызвать необходимость у получателя топлива обратиться к исходному договору: претензии к качеству топлива, несоблюдение его ассортимента на АЗС, необходимость доплаты за дополнительный срок хранения — например, если превышен первоначально указанный в талонах, замена поврежденных талонов!.. ☹ Примеров масса.

Возможно, новый покупатель ясно видит все эти дополнительные риски и нести их согласен (скажем, если он выберет все такое топливо «по быстрячку»). А если нет, то у вас два пути: либо «авось» и грех на душу, либо понимание, что ваша попытка честно прописать все риски в договоре между вами отобьет у него желание его заключать… В любом случае, рекомендуем в договоре купли-продажи с новым покупателем явно указать: а) номерные реквизиты талонов; б) указанный в них предельный срок получения топлива. Чтобы реагировать на его возможные претензии поговоркой: «Бачили очі, що купували»… ☺

Цена вопроса

При формировании цены (пере)продаваемого топлива не упустите из виду два важнейших момента.

Во-первых, не будет лишним вам напомнить, что согласно абзацу второму п. 188.1 НКУ для перепродавца товара минимальная база обложения НДС равна цене приобретения такого товара. Очевидно, это цена оприходования вами топлива.

Во-вторых, нельзя не вспомнить и о скандальном «розничном» акцизе — ведь продаете-то вы подакцизный товар как-никак… ☹

Заметим, что, несмотря на все потуги фискалов, по жизни нам до сих пор ни разу не попадал в руки расчетный документ АЗС с выделенной в нем суммой «розничного» акциза.

Интересно отметить по случаю, что в соответствии с абсурдным абзацем третьим п.п. 2 п. 6 разд. V Порядка заполнения и подачи декларации акцизного налога*, поскольку по факту обсуждаемое топливо было вами — как его первоначальным покупателем — именно перепродано (а Минфин в указанной новелле признал именно это «коммерческим использованием» подакцизного товара), то задним числом получилось, что ваш поставщик и не должен был взимать с вас «розничный» акциз на это топливо. ☺ Так что придраться к вашим входным документам (без выделенного в них «розничного» акциза) у налоговиков тем более никаких оснований нет.

* Утвержден приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 14.

Что же касается непосредственно вас: если вы — не субъект розничной торговли, то железно не подпадаете под определение плательщика «розничного» акциза в п.п. 212.1.11 НКУ. Точка. Если же вы таки субъект розничной торговли, то внимательно ознакомьтесь с нашими аргументами на с. 32 статьи, упомянутой в начале. Обратите внимание, что поскольку в обсуждаемой здесь ситуации один субъект предпринимательства продает топливо другому такому же субъекту, то это четко подпадает под определение именно оптовой торговли согласно п. 4.5 ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения».

Кстати, именно поэтому целесообразно в данной ситуации воспользоваться безналичной формой расчета, этим самым убивая сразу двух зайцев: первого — вам не смогут пришить дату возникновения налогового обязательства по «розничному» акцизу согласно п. 216.9 НКУ; второго — это вообще избавит вас от требования фискалов провести эту куплю-продажу через РРО, которое они обычно выдвигают при продаже такого неликвидного топлива именно за наличку (109.02 БЗ)…

И еще. Если неиспользованные талоны уже были выданы водителю, то предварительно заберите их у него назад и внесите об этом запись в журнал выдачи талонов (и не забудьте списать их с него в аналитическом учете).

О выгодах перепродажи этого топлива «втемную» мы сказать не посмеем… ☺

В завершение — пример.

Пример. Предприятие купило 500 л бензина А-95 по цене 21,00 грн./л (в том числе НДС 20 % — 3,50 грн.) для заправки автомобиля директора по талонам (25 шт. талонов по 20 л). Израсходовано 380 л бензина (19 шт. талонов). Неизрасходованный бензин в количестве 120 л (6 шт. талонов по 20 л) продан другому предприятию по цене 21,60 грн./л (в том числе НДС 20 % — 3,60 грн.).

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Приобретен бензин А-95 (500 л) по талонам согласно договору с АЗС:

1. 1. Перечислены на АЗС средства с текущего счета

371

311

10500

1.2. Отражен налоговый кредит по НДС (по зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

641/НДС

644

1750

2. Получены по накладной бензин (500 л) и талоны (25 шт.) от АЗС:

2.1. Оприходован бензин по талонам

2032*

631

8750

2.2. Списана сумма налогового кредита

644

631

1750

2.3. Зачтены задолженности

631

371

10500

3. Израсходован в хоздеятельности бензин (380 л) по талонам (19 шт.):

3.1. Списаны, числящиеся за водителем талоны (по дате отчета водителя о заправке)

2033**

2032

6650

3.2. Списан бензин на основании отчетов водителя (путевых листов — если они использовались***)

92

2033

6650

4. Реализован «неликвидный» бензин:

4.1. Получена на текущий счет предоплата от покупателя

311

681

2592

4.2. Начислено налоговое обязательство по НДС (оформлена и зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная)

643

641/НДС

432

4.3. Бензин А-95 (120 л) и талоны (6 шт.) переданы покупателю по накладной****

361

712

2592

4.4. Отражено налоговое обязательство по НДС

712

643

432

4.5. Списана балансовая стоимость бензина

943

2032

2100

4.6. Зачтены задолженности

681

361

2592

5. Определен финансовый результат:

5.1. Списаны доходы

712

791

2160

5.2. Списаны расходы

791

943

2100

* «Топливо в талонах».

** «Топливо в баках».

*** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 56, с. 26.

**** С указанием номерных реквизитов талонов.

выводы

  • Формального запрета на перепродажу предприятием своего «неликвидного» поталонного топлива — а перепродать можно именно топливо, а не сами талоны, — законодательством не установлено.

  • Если новый покупатель выберет на АЗС все такое топливо одним махом, то все будет гладко, если же он будет продолжать заправляться по талонам первого покупателя — у него могут возникнуть некоторые проблемы с поставщиком.

  • При формировании цены продажи топлива плательщиком НДС ему необходимо учесть, что при перепродаже минимальная база НДС должна быть не ниже стоимости приобретения такого топлива.

  • Если перепродавец — не субъект розничной торговли, то он — не плательщик «розничного» акциза.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше