В связи с временным отсутствием работника (отпуск, болезнь, командировка и т. п.), его обязанности можно возложить на других сотрудников. Для этого существует такой способ построения трудовых отношений, как выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Его суть заключается в том, что работник вместе с основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет обязанности своего временно отсутствующего коллеги (ст. 105 КЗоТ). За это он получает соответствующую доплату. Ее размер для работников бюджетных учреждений определяется в отраслевой нормативке (как правило — до 50 % должностного оклада).
Имейте в виду: такие варианты, как совмещение профессий (должностей) и расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, в этом случае не подходят. Ведь их применяют, если работник выполняет дополнительные обязанности по вакантной должности.
Далее рассмотрим нюансы оформления временной замены работника и ее оплаты.
Нюансы оформления
Как правило, работодатель обращается к работнику с соответствующим предложением (в устной или письменной форме). Работник дает согласие, которое может быть оформлено в виде заявления.
Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника допускается только с согласия работника, на которого такие обязанности возложены
На основании заявления работника руководитель учреждения (заведения) издает соответствующий приказ (распоряжение). Как правило, в таком приказе указывают:
— должность (профессию), по которой работник будет выполнять дополнительную работу;
— перечень функций, которые временно должен выполнять работник;
— период их выполнения;
— размер установленной доплаты.
С приказом обязательно ознакомляют работника под подпись.
В табеле учета использования рабочего времени работника, который выполняет обязанности временно отсутствующего, табелируем только по его основной должности. Также не вносим информацию о выполнении обязанностей в его личную карточку № П-2.
Выполнение обязанностей другим работником прекращается в день выхода на работу работника, обязанности которого выполнялись. Отдельный приказ о прекращении выполнения обязанностей издавать не нужно.
Оплатные тонкости
Размер доплаты. Как мы уже отметили, работникам за выполнение обязанностей временно отсутствующего коллеги предусмотрена доплата. В порядке установления доплат для работников, оплата труда которых базируется на ЕТС, главным ориентиром является постановление № 1298*.
Согласно п.п. «а» п.п. 3 п. 3 этого постановления доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается в размере до 50 % должностного оклада. Аналогичную норму содержит профильный для работников образования приказ № 557* (п.п. 3 п. 4 этого приказа).
В расчете доплаты участвует должностной оклад именно по основной должности (того работника, на которого возложены обязанности временно отсутствующего коллеги)
Об этом указывают специалисты Минсоцполитики в своих разъяснениях, приведенных в письмах от 25.03.2010 № 319/13/84-10 и от 07.09.2010 № 784/13/84-10.
Конкретный размер доплаты устанавливает руководитель учреждения (заведения) в зависимости от квалификации работника, сложности и объема выполняемых работ. Также она может устанавливаться нескольким работникам в размере до 50 % должностного оклада по основной должности в пределах экономии по должностному окладу отсутствующего работника.
Если работник занят неполный рабочий день, например работает на 0,5 ставки, то и доплату устанавливают к его фактически занятому должностному окладу (0,5 ставки).
Ограничение на установление. При установлении доплаты за выполнение дополнительных обязанностей следует учитывать определенные ограничения. Она не выплачивается:
— руководителям бюджетных учреждений, их заместителям, руководителям структурных подразделений этих учреждений и их заместителям;
— работникам, для которых выполнение обязанностей временно отсутствующего работника предусмотрено должностной инструкцией. В этом есть логика, ведь в таком случае за выполнение этой работы работники получают заработную плату согласно условиям трудового договора.
Педагогические работники. Конечно, когда речь идет о заведениях образования, то никак не обойти педагогов. Порядок оплаты часов замещения временно отсутствующих педработников отличается от оплатных нюансов для непедагогических работников заведений образования (машинист по стирке и ремонту спецодежды и помощник воспитателя относятся к последним). Он определен в п. 73 Инструкции № 102*. В частности, за часы замещения, которое длилось:
— не более двух месяцев, — при оплате замены применяется почасовая оплата;
— свыше двух месяцев, — оплата осуществляется с первого дня замещения за все часы фактического педнагрузки по тарификации.
То есть здесь все зависит от того, как долго отсутствовал педработник (подробнее об этом читайте в статье «Замена воспитателя: как оплатить заведующему?» // «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 42.
Средняя и МЗП. Доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника включается в расчет «средней» для оплаты отпусков, временной нетрудоспособности и т. п. Также эту доплату следует учитывать в составе зарплаты при сравнении ее с уровнем МЗП.
Выводы
- В случае отсутствия работника его обязанности могут выполнять другие работники учреждения через оформление выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
- Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается только с согласия работника, на которого такие обязанности возложены.
- Доплата за замену временно отсутствующего работника устанавливается в размере до 50 % должностного оклада по основной должности.